Требование Украиной очередного штрафа в $3,4 млрд с «Газпрома» за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа не имеет ни оснований, ни перспектив.
Очередной рефлексией украинских властей назвал аналитик Алексей Панин выставленный Антимонопольным комитетом Украины «Газпрому» штраф в 85 млрд гривен (около $3,4 млрд). Украинский комитет обвинил российский концерн в том, что тот последние пять лет использовал свое монопольное положение для транзита газа по транспортной системе Украины при существующей конкуренции на рынке.
В случае отказа оплатить штраф в течение двух месяцев Украина грозит подать в суд.
- У «Газпрома» и Украины уже давняя история судебных разборок. Так что очередной шантаж судом вполне вписывается в курс, который Украина обозначила себе в отношениях с Россией, - поясняет заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин.
То, что «Газпром» стал единственным пользователем украинской газотранспортной системы, вина не концерна, а самой Украины, уточняет аналитик. Российский газовый концерн действует в строгом соответствии с долгосрочным контрактом, подписанным двумя сторонами, и вмешиваться в дела суверенного государства Украины в таком вопросе, как эксплуатация газотранспортной системы какой-то другой страной или компанией, не имеет права.
Кроме того, «Газпром» не занимается предпринимательской деятельностью на Украине, а только предоставляет ей свой газ на западной границе.
Аналитик предполагает, что новые требования Украины связаны с желанием оказать давление на «Газпром». Не исключил он и того, что Антимонопольному комитету Украины захотелось лишний раз попиариться, показывая гражданам страны свою эффективность и принципиальность.
Напомним, в настоящее время в Арбитражном суде Стокгольма находится несколько жалоб как со стороны Украины, так и со стороны России.
Так, в частности, «Нафтогаз Украины» обратился в арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с иском к «Газпрому» о пересмотре транзитного контракта. Украинская компания считает транзитный контракт несправедливым по отношению к Украине, требуя от «Газпрома» выплатить $16 млрд «Нафтогазу» в качестве компенсации убытков.