По прогнозам западных СМИ промышленность на востоке страны может и вовсе исчезнуть.
В Германии столкнулись с суровыми последствиями антироссийского эмбарго. Под ударом оказались тысячи человек, которые могут лишиться своих рабочих мест из-за прекращения поставок нефти из России. Как пишет издание Junge Welt, с такой ситуацией столкнулось предприятие в городе Шведт-на-Одере (федеральная земля Брандербург).
Федеральные власти решили, что из-за сокращения поставок нефти из РФ нефтеперегонный завод в городе Шведт-на-Одере должен сократить работу. Работы лишатся 1200 рабочих на самом заводе, 2 тысячи человек в смежных предприятиях и несколько десятков тысяч по всей восточной Германии.
Этот завод, расположенный у польской границы, поставляет большую часть авиатоплива для международного аэропорта Берлина и бензина для АЗС региона.
«Практически все самолеты, машины полиции, пожарных служб и скорой помощи заправляются топливом с НПЗ в Шведте», — рассказала агентству Bloomberg мэр города Аннекатрин Хоппе.
По её словам, закрытие этого завода станет катастрофой, а весь регион может лишиться промышленности.
НПЗ в Шведте напрямую подключен к трубопроводу, по которому российская нефть поставляется из Зауралья. Предприятие находится далеко от крупных портов и альтернатив поставкам российской нефти просто нет.
«НПЗ не рассчитан ни на какое другое сырье, кроме российского с высоким содержанием серы», — объяснил главный исполнительный директор компании Shell Бен ван Берден.
В мае СМИ писали, что немецкие власти ищут варианты, но сейчас стало ясно — заводом пожертвовали, как пешкой в шахматах. Местные политики надеются, что федеральные власти образумятся, но это уже очень маловероятно. Уполномоченный правительства по восточным землям Карстен Шнайдер подтвердил в интервью радиостанции Deutschlandfunk, что целью является скорейшее отключение нефтеперегонного завода в Шведте от российской нефти, несмотря на то, что эмбарго ЕС допускает исключения для поставок нефти по трубопроводам. Шнайдер напомнил, что есть нефтепровод между Шведтом и Ростоком, по которому можно поставлять танкерную нефть, хоть и в сильно меньших объемах.
Людей же Шнайдер призвал затянуть пояса, их жизни и благополучие менее важны, чем «сохранение лица Германии».
«В принципе речь идет о том, чтобы закончить эту войну и сделать всё для этого», — цитирует чиновника Junge Welt.
О подобном настрое говорят и высказывания парламентского госсекретаря Михаэля Келлнера, который в интервью газете Berliner Zeitung заявил, что «ожидает, что правительство Бранденбурга поддержит курс федерального правительства в отношении Украины».
Власти Брандербурга, в свою очередь, требуют гарантий, что НПЗ будет сохранен, а люди не потеряют рабочие места. Однако Келленер призвал не обсуждать это на публике, так как «вопросы национальной безопасности — для узкого круга». Он также считает, что в Германии достаточно возможностей для производства бензина и дизельного топлива.
Еще один немецкий политик Роберт Хебек заявил, что «Шведт должен стать Лойной», пояснив, что в Лойне уже несколько недель 80% нефти поступает из Норвегии.
В свою очередь премьер-министр Бранденбурга Дитмар Войдке заявил, что если не будет гарантий в отношении снабжения, цен и рабочих мест, то «нужно поговорить о том, стоит ли вводить это эмбарго на поставки нефти из РФ».
Напомним, западные страны после начала специальной военной операции на Украине стараются всеми силами оказать давление на Москву. Один из этих способов — введение эмбарго на российскую нефть. По мнению европейских лидеров, это снизит доходы России, а также уменьшит зависимость от российских энергоресурсов. При этом запрет коснется лишь танкерной нефти (поставок по морю), а топливо, поступающее по нефтепроводу «Дружба» не подпадает под ограничения. Однако, по словам главы еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, к концу этого года ЕС рассчитывает отказаться почти от 90% импорта российской нефти.
Антироссийские санкции уже привели к значительному росту цен на топливо и, как следствие, ряд других товаров. Польские издания подсчитали, насколько выросли цены на бензин начиная с 1 февраля 2022 года в разных странах Европы. Самая серьезная динамика — у Польши (+50%), Австрии (+37%), а также Литвы и Дании (у обоих +36%).
Ранее вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что эмбарго на российскую нефть ударит прежде всего по Евросоюзу.
«Решения, которые ЕС принимают, они, конечно, в первую очередь обусловлены политически, нисколько не экономически, поскольку в результате этих решений пострадают в первую очередь европейские потребители, — отметил Новак. — Мы видим рост цен, не только на нефть, но и на нефтепродукты. Я не исключаю, что будет большой дефицит нефтепродуктов в ЕС».
Новак уточнил, что российские компании в связи с этим, также перестраиваются. Антироссийское нефтяное эмбарго Европы приведет к возникновению нового мирового энергетического порядка. Пострадать от эмбарго могут Европа, США и значительная часть остального мира. Странам ЕС придется покупать энергоресурсы у других поставщиков, переплачивая и за них, и за логистику. Периодически это будет вызывать дефицит определенных видов топлива вроде солярки.
При этом российские эксперты уверены, что нефтяное эмбарго ЕС высвободит для РФ ниши в Китае, Индии и некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (например, Индонезия, Вьетнам, Филиппины). Эксперты уверены, что российские экспортеры переориентируются и будут предлагать нефть на новых рынках с дисконтом, а на фоне всеобщего роста цен на нефть это будут хорошие с экономической точки зрения предложения. В итоге, потери РФ будут незначительными, а вот в Европе может возникнуть кризис.