Эксперты говорят, что у «азовцев» не осталось шансов выбраться с территории комбината.
Российские вооруженные силы и батальон ДНР «Восток» недавно заблокировали тоннель, по которому боевики «Азова»* пытались выбраться с территории комбината «Азовсталь». Эксперты говорят, что у украинских военных почти не осталось шансов выбраться с предприятия живыми — почти все подземные ходы заблокированы. Поэтому у «защитников» «Азовстали» есть два пути: или сгинуть, или сдаться российским войскам.
Командир батальона ДНР Александр Ходаковский рассказал изданию Life, что его бойцы обнаружили и заблокировали тоннель, по которому боевики выходили к реке Кальмиус за питьевой водой и планировали бежать. В ходе этой операции противник понёс потери — один убитый, один раненый. Но «азовцы» вряд ли оставят попытки найти проход с предприятия.
«Обнаружили тоннель, по которому противник покидает «Азовсталь» — вдоль труб под ж/д полотном. Высота тоннеля составляет не менее трёх метров, ширина позволяет перемещаться без затруднений, далее выход к реке, из которой, судя по натоптанным тропам, противник набирает воду», — рассказал Александр Ходаковский.
Комбат «Востока» полагает, что «азовцы» отвоевались и планируют выйти на свободы. При этом в плен они сдаваться не хотят. О тяжелом положении украинских боевиков говорят и их обращения в Сети. Эксперты отмечают, что атмосфера в катакомбах «Азовстали» накалена до предела: медикаментов не хватает, многие раненые хотят сдаться и получить медицинскую помощь.
Военные эксперты объясняют, что ожидание в таких условиях действует сильнее прямых ударов или штурма. У боевиков надломлена психика и имитировать наличие боевого духа уже невозможно. Однако у них хорошо получается играть роль мучеников, за которыми следит весь мир.
По словам президентп международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергея Гончарова, точное количество входов и выходов с предприятия не знает никто, но выбраться с «Азовстали» все же можно, если иметь карту.
«Сколько всего выходов — никто посчитать не сможет. Исчерпывающей информации по выходам просто нет. Там должны быть технические документы подземных коммуникаций, но я думаю, что нацики их уничтожили. Второе: там есть катакомбы. Когда строили «Азовсталь», ещё во времена СССР, на случай ядерной войны. Там стены толстенные, а ещё три или четыре катакомбы, в которых до полутора тысяч людей могли находиться. «Азовсталь» должна была работать даже в случае войны. И рабочие, которые там работали, их домой не должны были пускать — они должны были находиться в этих катакомбах. Вряд ли оттуда можно было выйти без карты», — объяснил изданию Сергей Гончаров.
Эксперт отмечает, что российским спецам приходится в таких условиях действовать по ситуации. А у украинских боевиков на выбор осталось два варианта: сдаться в плен или сгинуть в подземных катакомбах.
«Как только увидели выход, закрываем его. Точно так же поступаем со следующим выходом. И так будет до тех пор, пока они там либо не сгинут, либо не выйдут с белым флагом. А говорить, что осталось три выхода — к морю, к зоне погрузки и в город, бессмысленно. Если бы всё было так, нам не нужно было бы ставить такие оцепления. Поставили бы снайперов возле выходов и ждали бы, пока выйдут», — объяснил Гончаров.
По рассказам местных жителей, основные выходы с комбината могут вести сразу в несколько разных мест: к морю, к зоне погрузки в порту, железнодорожному полотну (там были уничтожены последние «подпольщики») и в город. Однако пока точно не известно, сколько там осталось ещё секретных лазеек.
Эколог Ирина Буторина в 1991 году принимала участие в разработке плана для экологического паспорта «Азовстали». По ее словам, один выход существует из толстолистового цеха, откуда идёт переправа на другой берег. Это место впадения Кальмиуса в Азовское море. Кроме того, один надземный переход расположен возле коксохимической части предприятия, а ещё один выход со стороны шламотстойника — где теоретически можно уйти по воде. Но для этого боевикам понадобятся резиновые лодки.
Также выдвигалась версия, что есть ещё пятикилометровый подземный тоннель, соединяющий «Азовсталь» с Мариупольским заводом имени Ильича, но о его состоянии ничего не известно. Вполне может быть, что он сейчас завален. В теории есть возможность покинуть территорию завода по транспортёрам, подающим сырье в домны. Через них можно пробраться к домам, но спрятаться там почти негде — везде оцепление из российского спецназа, а ночью летают беспилотники с тепловизорами и ракетами.
Издание пишет, что российский спецназ достаточно хорошо изучил территорию «Азовстали» — силы ВС РФ и ДНР контролируют все известные выходы с комбината. Поэтому шансов выбраться у «азовцев» почти не осталось. Многие из них мечтают об обмене, но надежды на это тают с каждым днём.
Ранее стало известно, что блокированные боевики отказываются выходить на поверхность с белым флагом. По одной из версий, националистам нужно время, которое они должны потратить на смену образа или, как сейчас принято называть, ребрендинг.
Также подробности о том, что из себя представляют катакомбы завода, который был построен в 1930 году, рассказал один из строителей Виктор Басюк. По его словам, незадолго до начала военной спецоперации России на Украине на комбинат приезжал его владелец Ринат Ахметов и президент Владимир Зеленский.
В начале мая с предприятия вышло более 100 мирных. Эвакуированные с «Азовстали» рассказали, что происходило на заводе. В частности, боевики не выпускали их, говоря, что будут расстреливать. При этом украинские военные заставляли мирных жителей копать окопы, сами гражданские делать этого не хотели.
*Нацформирование «Азов» запрещено в РФ как экстремистская организация. В РФ в отношении представителей формирования открыты уголовные дела.