Когда СМИ поспешно сообщили о закрытии одного из самых долгоиграющих проектов отечественного телевидения, многим показалось, что уходит целая эпоха.
В 2022 году произойдет «перезагрузка» одной из самых долгоиграющих передач отечественного телевидения — капитал-шоу «Поле чудес». СМИ сначала навели немного паники, сообщив, что программу ждёт закрытие. Потом выяснилось, что её бессменный ведущий Леонид Якубович всё же останется у руля (точнее, у барабана). Сам он заявил, что для него ровным счётом ничего не меняется.
Суть грядущих перемен действительно, судя по пресс-релизу, сводится лишь к тому, что вместо телекомпании «ВИД», которая выпускала «Поле чудес» на протяжении 31 года, производством займётся сам Первый канал. Он планирует официально выкупить у американского телеканала CBS права на локализованную версию его «фирменной» телевикторины Wheel of Fortune («Колесо фортуны»), с которого в девяностых был не слишком деликатно скопирован российский вариант капитал-шоу.
Словом, поклонникам «Поля чудес» не стоит бояться исчезновения любимой передачи из сетки вещания Первого канала. Зато, похоже, новость о перезапуске шоу всколыхнула интерес к его долгой и богатой истории. А там действительно есть где покопаться.
В НОМЕРЕ ПАРИЖСКОГО ОТЕЛЯ
Перестройка и сменившие её лихие девяностые дали отечественному ТВ небывалую по советским меркам свободу. Что тогда выпускали в эфир, сейчас — это при нынешнем-то уровне «продвинутости» зрителей и обилии провокационного контента в соцсетях — даже представить сложно. Голубой экран мог бы покраснеть от обилия «клубнички» и решимости создателей новых проектов, которые не заморачивались с авторскими правами и смело заимствовали идеи зарубежных телеканалов. Потом эти заимствования начали стыдливо называть «калькой», но суть от этого не изменилась: многие полюбившиеся зрителю передачи 90-х фактически скопированы из-под открывшегося «железного занавеса». Так появилось и «Поле чудес».
Местом рождения капитал-шоу следует считать номер одного парижского отеля, где во время отдыха остановился один из мэтров отечественного ТВ — Анатолий Лысенко, ныне покойный экс-гендиректор «Общественного телевидения России» (ОТР). Тогда он, будучи заместителем главреда Главной редакции молодёжных программ Центрального телевидения, руководил популярнейшей программой «Взгляд» — той самой, в студии которой царил Владислав Листьев.
Атмосфера в редакции «Взгляда» сложилась теплая, дружеская и свойская: к Лысенко обращались на «ты», прозвали «Лысым», а Листьев так и вовсе величал «Папой». И вот Папа позвонил ему и сказал, что насмотрел на французском телевидении идею, которую можно раскрутить (в буквальном смысле) в России. Речь, как нетрудно догадаться, шла о викторине «Колесо фортуны».
Надо отдать должное телекомпании «ВИД»: они всё же попытались договориться о покупке лицензии у дистрибьютора франшизы King World Productions, но эту компанию сотрудничество с «молодыми» российскими коллегами не заинтересовало. Кстати, несколько лет спустя, когда весть о популярности «Поля чудес» достигнет Запада, King World Productions выдвинет встречное предложение о легализации франшизы — и тоже получит отказ.
ВИСЕЛИЦА, БАРАБАН И БУРАТИНО
Оказавшись на «нелегальном» положении, Листьев и Ко прошерстили иностранные телеканалы на предмет подобных проектов и понахватали отовсюду по чуть-чуть. Правила, напоминающие старую добрую интернациональную игру в «Виселицу» с отгадыванием слова по буквам, были позаимствованы из «Колеса фортуны» вместе с самим колесом, которое в российском варианте получило название «барабана». На зарубежном ТВ проект Wheel of Fortune победно шествовал из США, где был запущен в далёком 1975 году, через Канаду и Европу. На российском он тоже оказался долгожителем, и это подтверждает эффективность игровой модели «Виселицы», адаптированной когда-то американским телемагнатом Мервом Гриффином.
Ещё одним источником вдохновения для создателей «Поля чудес» стало американское телешоу The Price Is Right («Цена верна»), где участники должны угадывать стоимость приза. По её мотивам были придуманы правила торга между ведущим и участником за приз, лежащий в чёрном ящике.
Название, как опять же нетрудно догадаться большинству россиян, позаимствовали из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — её герой наивно рассчитывал разбогатеть, сажая монеты на Поле чудес в Стране Дураков. Забавно, что эта сказка тоже является своего рода заимствованием зарубежного «аналога»: Толстой сначала сделал художественный перевод книги Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», адаптировав его под родные реалии, а потом на той же основе написал собственный вариант, который, по его расчётам, должен был оказаться куда ближе российскому читателю (так и случилось).
Премьера «Поля чудес» состоялась на Первой программе Центрального телевидения 26 октября 1990 года. Сначала ведущим передачи хотели сделать актёра Игоря Угольникова, но тот был увлечён созданием собственного проекта «Оба-на!», поэтому отказался. Тогда Любимов настоял, чтобы викторину вёл сам Листьев.
Сразу стало ясно, что шоу «выстрелило». Рядовые телезрители писали в Останкино письма, надеясь попасть в студию и покрутить барабан. Впервые на отечественном ТВ появился такой близкий к народу проект, который к тому же выполнял и функции мало-мальски интеллектуальной игры — то есть можно было всей семьёй сидеть перед экраном и пытаться отгадать слова раньше игроков.
ЛИСТЬЕВ И ЯКУБОВИЧ
Несмотря на взрывную популярность «Поля чудес», Листьеву быстро надоело его вести. В середине 1991 года он решил покинуть проект и запустить своё авторское ток-шоу — «Тема». Вместе с супругой Альбиной Назимовой Владислав отправился в гости к Леониду Якубовичу и предложил место ведущего ему. Тот ответил отказом, поскольку никогда не работал на телевидении и считал себя «человеком с улицы», не обладающим необходимыми профессиональными навыками.
Осенью 1991 года был организован кастинг ведущих «Поле чудес», причём претендентам — абсолютно не известным телезрителям людям — сразу устраивали проверку боем, то есть отправляли в кадр, и передачи потом шли в эфир. Увидев это на экране, Якубович пересмотрел свою точку зрения на отсутствие телевизионного опыта и согласился вести капитал-шоу. Первый выпуск с его участием был показан 22 ноября 1991 года.
Но работа, на которую его с таким трудом уговорили, Якубовичу «не зашла». Уже после четвёртого выпуска он извинился и объявил, что всё-таки вынужден отказаться от проекта. Однако ключевые сотрудники «ВИДа» — Любимов, Иван Демидов и другие — прямо в студии перед игроками объявили, что Якубович официально становится новым «лицом» телевикторины. Сам ведущий был искренне убеждён, что проект не протянет и полгода.
Через некоторое время, поразмыслив над «Полем чудес», Якубович предложил Листьеву внести в концепцию капитал-шоу изменения, которые в конечном итоге и сделали эту передачу уникальной — в отличие от зарубежных аналогов, послуживших её прообразами. По его задумке она превратилась из программы «про то, во что играют», в программу «про то, кто играет».
Так «Поле чудес» стало поистине народной передачей — не телевикториной, а творческим смотром игроков, с историями из жизни, незамысловатыми шутками и сакраментальными «приветами» сидящим у экранов родным. Уже после этой метаморфозы Листьев несколько раз появлялся в студии на правах соведущего — вплоть до своей гибели (его убили 1 марта 1995 года).
ТРЕШ, ПРИКОЛЫ И БАНАЛЬЩИНА
В истории «Поля чудес» есть немало оригинальных выпусков — например, юбилейный (сотый по счёту) снимался в Московском цирке на Цветном бульваре. С ним, кстати, связан скандал: финалист получил подсказку от зрителя, после чего Якубович сменил задание, выгнал нарушителя, а игрок лишился приза — автомобиля Volvo 850. Впрочем, все призы, которые он успел выиграть до нарушения, ему всё же оставили.
В 1992 году «выездной» выпуск капитал-шоу снимали в Барселоне и выпустили в эфир на Рождество. В игре участвовали россияне, которых отбирали по итогам конкурса кроссвордов на испанскую тематику. Им бесплатно дали возможность посетить Испанию.
В 1993 году суперфинал «Поля чудес» состоялся на борту теплохода «Шота Руставели», который совершал круиз по Средиземноморью. Поскольку таможня запретила организаторам вывозить из России деньги и призы, их пришлось заменить чеками и «обозначениями призов», за которые по возвращении на родину можно было получить реальные эквиваленты.
Практика проведения игры на теплоходе, кстати, активно применялась создателями «Поля чудес» для заработка: Листьев устраивал тематические речные круизы, где сам лично проводил для состоятельных пассажиров капитал-шоу прямо на борту — и они были готовы платить за это немалые суммы.
В целом стратегией телекомпании «ВИД» было перераспределение средств: выручку с более коммерчески успешных проектов направляли на производство некоммерческих, но «идеологически» важных. «Поле чудес» в плане добывания денег с самого начала своего существования и ещё много лет потом было локомотивом среди всех детищ команды.
В 1996 году специальный выпуск «Поля чудес» был посвящён предстоящим президентским выборам и фактически представлял собой предвыборный ролик: вместо игроков у барабана стояли куклы из одноимённой программы, изображавшие российских политиков.
В 2000 году «Поле чудес» перекочевало в Африку — во всяком случае, так было объявлено зрителям. Якубович предстал перед ними в стилизованном костюме без рукавов, а в студии сидели исключительно темнокожие люди. Впоследствии выяснилось, что это был розыгрыш: на самом деле выпуск, как и все остальные, снимался в Останкино, но в специфических декорациях, а роли зрителей и игроков исполнили студенты Российского университета дружбы народов (РУДН). Уже ставшие к тому времени традиционными подарки ведущему были подобраны под стать общей канве — чемодан, набитый долларами, и мешочек с алмазами.
В 2002 году на «Поле чудес» была объявлена неделя «Исключения из правил», в рамках которой Якубовича подменили коллеги из других игровых шоу Первого канала. Один выпуск провёл Валдис Пельш, другой — кстати, новогодний — поделили между собой Мария Киселёва, Максим Галкин, Пельш и Якубович. Игроков набрали из числа тех, кто уже успел побывать на съёмках «Слабого звена», «Русской рулетки» и «Кто хочет стать миллионером?».
Тысячный выпуск «Поля чудес», не в пример сотому, вышел так себе. Беда, вероятно, была в том, что капитал-шоу успело окончательно превратиться в развлечение для домохозяек и пенсионерок, с бесконечной чередой презентов в виде домашних консервов и поделок «своими руками от всего села». Вместо экспериментов с сюжетами и форматами создатели программы пошли по пути наименьшего сопротивления и сделали ставку на звёздных игроков. Победу в супер-игре одержала телеведущая Елена Малышева, покинувшая студию в призовой норковой шубе.