Сын культового музыканта и актера Владимира Высоцкого не винит третью супругу отца за продажу его личных вещей на аукционе.
Завтра, 25 января, в нашей стране отмечается день рождения великого поэта, автора-исполнителя песен, актера Владимира Семеновича Высоцкого. В этом году ему бы исполнилось 78 лет. Накануне этого важного дня «Блокнот» взял интервью у сына культовой личности XX века – Никиты Высоцкого. В ходе беседы он вспомнил, каким был его отец, рассказал о том, что делается для расширения музея Высоцкого и прокомментировал исполнение песен отца современными артистами.
- Никита Владимирович, в прошлом году в Москве наконец-то появилась улица Высоцкого. Как считаете, нужно ли впредь увековечивать память Вашего отца и как?
- Я считаю, что нужно это или не нужно, – решать самим жителям городов. В Москве, я просто знаю эту историю, она длилась очень долго, подписи собирались десятками тысяч. В столице России такая необходимость, мне кажется, была. То, что это произошло, - правильно. Есть другие города, в которых улицы уже названы именем Высоцкого.
- В 2015 году вручение премии «Своя колея» было необычным – своеобразным бенефисом Гарика Сукачева. Как в этом году устроена церемония?
- Гарик Сукачев в прошлом году специально и хорошо сделал большую программу. Там было много артистов и кроме него, он с ними поделился и своими аранжировками. Он с ними репетировал и действительно готовил эту часть. В этом году у нас нет какой-то объединяющей фигуры кроме Высоцкого. Но был очень хороший состав, 21 января это записывалось. Сегодня вечером по Первому каналу будет показана телевизионная версия. Посмотрите. По-моему, было неплохо.
- Сейчас песни Высоцкого исполняют Певцов, Безруков, другие актеры. Как Вы считаете, чье исполнение понравилось бы самому Владимиру Семеновичу?
- Мне нравится исполнение Певцова и Безрукова, они это делают очень много лет. Они и в наших программах работали, и свои делают, на мой взгляд, достойно и интересно. За Высоцкого отвечать – дело неблагодарное и неправильное. Но одно совершенно точно: у него есть фраза, точно не помню, как звучит, из которой все делают вывод, что он вообще не любил, когда его песни поются. Но насколько известно мне и другим близким людям, были исполнения его песен, которыми при жизни он был очень доволен. Например, в исполнении Марины (Влади, третья жена Владимира Высоцкого, - ред.), в пластинке, которую они сделали с музыкантом Георгием Гараняном. Отцу нравилось, когда его песни исполнял Николай Губенко или Дмитрий Межевич – актеры театра на Таганке. А вообще, больше четверти его песен написаны для других исполнителей, и даже для женских голосов. Так что, в общем-то, я не считаю, что ему уж прям совсем не нравилось, когда его поют. Больше всего мне нравится, когда его песни исполняет Гарик Сукачев. Он это делает с динамикой и энергетикой. Очень хорошо исполняют Михаил Ефремов, Гоша Куценко, вот в этом году он отлично отработал. Также вчера на церемонии хорошо спели и Григорий Лепс, и Александр Маршал, и Лариса Долина, и Тамара Гвердцители. Мне нравится, когда Высоцкого не копируют, а поют по-своему.
- Как Вы отнеслись к продаже Мариной Влади вещей, связанных с Высоцким?
- В этой ситуации было больше шума, чем реальных вещей, в которых был бы заинтересован, скажем, я как директор музея. На то, что она продает, я считаю, она имеет право, это ее вещи, а не чьи-то, ведь она - законная жена моего отца. И то, что у нее есть вещи, которые связаны с ним, – это нормально. Она решила таким образом ими распорядиться. Я бы так не сделал, скорее всего. Огромное количество рукописей, личных вещей, гитар, его архив, библиотеку – всё, что осталось от отца и принадлежало нашей семье, мы отдали бесплатно на государственное хранение. Но я не считаю себя примером, она – другой человек, она поступила так. Меня очень нервировало, когда стало известно об этой истории. И не из-за того, что кому-то что-то достанется, а из-за того, что вдруг, говоря о Высоцком, все заговорили сразу о деньгах. Мол, как можно на аукционе что-то заработать. Но я считаю, что это такое время. Марина Влади имела на это право, не только юридическое, но и моральное.
- Удалось ли купить у Марины Влади некоторые экспонаты для музея, как это планировалось?
- Музей Высоцкого, возможно, что-то и хотел выкупить, но у него таких возможностей нет. Выкупили меценаты, и об этом будет объявлено 25 числа, официально будет проходить передача предметов в музей в день рождения Высоцкого. Эти вещи не пропали, большинство их, в общем, примерно понятно, у кого. Во всяком случае те, что имели реальную ценность, а не просто раскрученную на аукционе. Эти вещи попали частично в музей Высоцкого в Екатеринбурге. Они в России. В том числе и автограф последнего стихотворения. А несколько вещей по моей просьбе было приобретено. Теперь их передадут в музей, это вещи из квартиры на Грузинской, которые принадлежали отцу и которые Марина увезла после его смерти. Вот они возвращаются сюда. Я этим доволен.
- Как дальше будет развиваться музей памяти Высоцкого, планируется ли его расширение?
- Мы планируем и, я надеюсь, это осуществится в ближайшие год-два, сделать экспозицию более современную, более объемную и по помещениям более свободную. Мы займем несколько помещений, которые под экспозицию ранее не использовали. Надеемся, что на это будут выделены деньги, хотя сейчас об этом трудно говорить – с деньгами и бюджетом плохо. В принципе, музей – это структура, которая существует надолго, она не развивается рывками. Музей будет работать долго, и мы не собираемся останавливаться.
- Как Высоцкий праздновал свои дни рождения – в театре и в семье?
- Очень по-разному. Мне было 16 лет, когда он умер. И, конечно, во взрослые компании я не попадал, но я бывал у него и после дней рождения. У него были дни рождения, которые отмечались во время гастролей, и тоже об этом очень много говорится. Он был человек очень общительный, у него было много друзей. Его поздравляли. Но вот, грубо говоря, банкетов не было. Были, как правило, дружеские компании в доме, гостинице – если это было на гастролях. Какого-то специального ритуала не было – просто люди шли и поздравляли, звонили. Сложно сказать, любил ли он этот праздник. Я от него не слышал, что он очень прямо любит свои дни рождения. Но, естественно, приятно, когда тебя поздравляют.
- Как Вы себя чувствуете после госпитализации, которая произошла летом 2015 года? Нет ли больше осложнений со здоровьем?
- Это было, на мой взгляд, не очень порядочное поведение как со стороны тех медиков, которые сливают такую информацию в прессу, так и со стороны журналистов. Никакой, в общем-то, особой истории не было – я там находился несколько часов. В общем, я здоров по сей день и, слава Богу, не жалуюсь.
Справка «Блокнота».
За свои 42 года жизни Владимир Высоцкий был женат трижды. В 1960 году он женился на Изе Жуковой (Мешковой). В 1965 году они официально развелись, однако вместе уже давно не жили. Совместных детей у них не было. 25 июля 1965 года Владимир Семенович оформил брак со своей второй супругой Людмилой Абрамовой. В этом браке у них родились двое сыновей: Аркадий (в 1962 году) и Никита (в 1964 году). Владимир и Людмила расторгли брак в 1970 году. В том же году великий поэт женился на своей третьей и последней супруге – Марине Влади. Детей в этом браке также не было.
Ранее "Блокнот" публиковал мнение известного высоцковеда Марка Цыбульского. Он заявил, что Владимир Высоцкий умер своей смертью в результате необратимых последствий влияния алкоголя и наркотиков на здоровье.