10 открытий ученых в Арктике и Антарктике, которые перевернули мир

НАУКАПрокомментируйте новость
10 открытий ученых в Арктике и Антарктике, которые перевернули мир

Последние исследования открыли завесу многих тайн, которые веками хранили вечные льды.

Тающие льды стали для ученых настоящим кладом для изысканий. При этом новые находки настолько необычны, что, если и не заставляют переписывать историю, но точно дают повод переосмыслить некоторые ее страницы. Издание life перечислило некоторые находки, которые исследователи изъяли из толщи льда.

«Спящая красавица»

К сказочному шедевру Петра Чайковского опасный вирус не имеет никакого отношение, разве что только тем, что «спит», но может проснуться в любой момент и наделать бед. Речь идет об обнаруженном в 2014 году российскими учеными в вечной мерзлоте Колымы «незнакомце». Он «проспал» во льдах 30 тысяч лет, но живой.

Фото: Shutterstock

Как только «спящая красавица» оттаяла, то сразу же начала атаковать амеб и активно размножаться. Ученые выяснили, что вирус очень сложный, имеет 500 генов. Они говорят, что «спящая красавица» опаснее ВИЧ, потому, что у того всего 12 генов. И еще вирус удивил исследователей своими размерами. Слабым утешением стало то, что он пока не представляет опасность для человека, но в наше сложное и нестабильное время риск мутаций исключать нельзя.

Ученые напомнили, что их коллеги уже находили подобных «гостей из прошлого». Так, в 2003 году гигантский вирус нашел в вечной мерзлоте французский ученый Жан-Мишель Клавери. А в 2016 году на Дальнем Востоке произошла вспышка сибирской язвы. Начали разбираться и выяснилось, что источником стали трупы оленей, погибших тысячи лет назад от этого заболевания. Когда трупы подтаяли на солнце, то невольно заразили грунтовые воды.

Также ученые обнаружили во льдах в Норвегии вирус испанки в теле мужчины умершего во время той эпидемии. Причем вирус был «живым и здоровым». Так что льды таят много микроорганизмов, которые могут быть опасны.

База нацистов «Кладоискатель»

Российские ученые шесть лет назад нашли в Арктике на острове Земля Александры секретную базу нацистов Schatzbraber («Кладоискатель»). Выяснилось, что она была построена в 1942 году, уже после вторжения немцев на территорию СССР.

Фото: издательство "Паулсен" во ВК

До этой находки ученые назвали все предположения, версии и даже разговоры о существовании нацистской базы мифом, каких во время войны было множество. Между тем, ученые обнаружили более 500 предметов, доказывающий факт существования базы фашистов. Кстати, издательство «Паулсен» выпустило книгу, где собраны материалы и фотографии, найденные исследователями. Отметим, что это единственное в России книжное издательство, которое специализируется на выпуске документальной, художественной и научно-популярной литературы об Арктике и Антарктике.

Фото: издательство "Паулсен" во ВК

В вечной мерзлоте все предметы сохранились в отличном состоянии. Есть версия, что это была метеостанция, которую построили по личному приказу Гитлера. Однако просуществовала она всего два года. Половина персонала заболела, половина погибла, так что в 1944 году служивших на ней людей германское руководство попросту бросило на произвол судьбы.

Впрочем, Гитлеру тогда было не до метеосводок. Ученые выяснили, что оставшиеся в живых люди не получали с Большой земли продуктов и вынуждены были сами искать еду. Предположительно они съели полусырое мясо белого медведя и заразились трихинеллезом. Ни лекарств, ни условий не было, и в результате смерть. Но есть и другая версия: выживших эвакуировала с базы подводная лодка.

Долгое время некоторые историки считали, что раз база носит название «Кладоискатель», соответственно, немцы искали здесь артефакты Гипербореи - легендарной северной страны в древнегреческой мифологии. Теперь можно утверждать, что базу открыли для наблюдения за погодой и перемещением советских кораблей и кораблей союзников.

«Полярная принцесса»

Ученые обнаружили под Салехардом древние захоронения народа, о котором до 2015 года никто не знал. В частности, были найдены останки нескольких мужчин и детей, а в 2017 году обнаружили и женщину. С чьей-то легкой руки находку назвали «Полярной принцессой» или «Полярной мадонной». Останки фактически нашли, благодаря медным предметам. Как оказалось, что вместе с женщиной в могилу опустили и медный котел и блюда. Это единственная в своем роде арктическая мумия естественного происхождения. В коконе из меди и меха, в котором «принцесса» пролежала девять веков в вечной мерзлоте, сохранились даже ее волосы и ресницы.

Вместе с коллегами из Кореи ученые выяснили, что это останки 35-летней женщины. Они предположили, что та умерла от родов, поскольку рядом был захоронен младенец. Также выяснили, что «принцесса» принадлежит к местным северным народам. А вот ДНК мужчин из захоронений принадлежит пришлому народу. Поскольку медная посуда похожа на персидскую, ученые высказали версию, что мужчины имеют какое-то отношение к этому народу. Но до сих пор не могут объяснить, как персы попали на Ямал.

Песня «обитателей» Северного Ледовитого океана

Канадские ученые в 2016 году были удивлены странными звуками, которые доносились со дна пролива Фьюри-энд-Хеклы. Гул появлялся внезапно и звучал долго, пугая животных, птиц и рыбу. Однако, что это за звуки и что провоцирует их появление, неизвестно, поскольку военные Канады не позволяют ученым разбираться с этим. Странный тревожный гул со стороны Антарктиды слышат и жители Чили. Но за долгие годы они привыкли к нему и даже не обращают внимание. А некоторые и вовсе считают, что это поют Земля и океаны.

Затонувшие корабли

В том же году исследователи Русского географического общества нашли в Енисее (Красноярский край) останки затонувшего парохода «Темза», принадлежавшего Британии. Как утверждают британские историки, корабль затонул в 1877 году, когда зашел в Енисей и проник на 800 километров вглубь территории Российской империи, прокладывая новые торговые пути королевству. Но быстро сел на мель и примерз. Пришлось экипажу эвакуироваться по суше. Как утверждают исследователи, именно с этой паровой шхуны начался отсчёт погибших на Енисее кораблей. И хотя останки находятся в плачевном состоянии (все-таки более 140 лет прошло), но находка важна как память о людях, которые участвовали в освоении русского Севера.

Тогда же на дне Енисея нашли и русскую шхуну «Северное сияние». Она направлялась в Санкт-Петербург приблизительно в то же время, что и «Темза». В трюмах перевозили коллекции для музеев Северной столицы, образцы древесины. Командовал шхуной «вольный шкипер» Давыд Шваненберг. Из-за осенних штормов и морозов шхуне пришлось встать на зимовку у Мало-Бреховских островов. Но оттого, что Шваненберг что-то не поделил с местным чиновником, тот запретил снабжать команду продуктами. В результате вся команда заболела цингой и умерла. А «Северное сияние» очень скоро затонуло.

Фотографии, которым 100 лет

В 2013 году новозеландские исследователи нашли на старой антарктической базе непроявленные плёнки столетней давности. Они принадлежали исследователю Антарктиды Эрнесту Шеклтону, который сделал их в 1915 году.

Экспедиция исследователя планировала совершить поход вокруг Антарктики и сделала попытку организовать продовольственные склады. Но одна из групп лишилась корабля и застряла на острове Росса, так что тогда им было не до фотографий. Зато сегодня это - лучшие свидетельства смелости людей, которые открывали для мира новые возможности.

Скелет дракона

Каких-то три года назад аргентинские ученые на антарктическом острове Сеймур извлекли останки 15-тонного ящера-эласмозавра длиной 12 метров. «Колосс среди гигантов» — так его охарактеризовали палеонтологи. Это позволило сделать вывод, что эласмозавры прекрасно жили в Антарктиде, соответственно, у них была хорошая кормовая база, раз удавалось достигать таких размеров.

Ранее ученые нашли во льдах Тибета неизвестные науке вирусы и бактерии. Они настолько непохожи на те, о которых знает наука, что исследователи предположили: вирусы - "пришельцы" с Луны или Марса.

Подробности убийства в Балашихе: на застреленного бизнесмена 37 раз подавали иски в суд

Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза

«У меня до сих пор спинномозговой канал залит цементом»: трое пациентов московской клиники остались инвалидами после операции хирурга из Киева

Без золотого унитаза, но дорого - богато: как выглядит дворец уже экс-замминистра Тимура Иванова

Фактическим местом проживания арестованного, по данным Shot, является премиальный коттедж в элитном клубном посёлке "Раздоры-2" в тысячу квадратов.

Смартфоны россиян могут заблокировать в любой момент — эксперт

Речь идет об аппаратах американских производителей.

Пересажают ли пол-Москвы: дело Тимура Иванова может потянуть за собой десятки высокопоставленных чиновников и бизнесменов

Готова ли наша общественно-государственная конструкция к масштабным арестам в высших эшелонах власти и бизнеса.

Пропаганда семейных ценностей в России: как и почему молодёжь призывают заводить детей и насколько это оправданно

Беременным студенткам предлагают выделять жилье, а в ряде регионов частные клиники отказались от процедуры абортов.

Замминистра обороны Тимура Иванова «свалил» генерал ГУР Алексеев: чем еще известен разведчик

О роли замначальника Главного управления Генштаба России рассказал политолог Сергей Марков.

«Мы стоим на пороге»: красноярский чиновник пообещал новую мобилизацию в России

Глава Тасеевского района Красноярского края Константин Дизендорф сделал свое заявление на встрече со старшеклассниками местной школы.