На фоне новостей о технических проблемах крупнейших маркетплейсов вопрос безопасности данных становится все более актуальным.
Покупки в интернете могут быть безопасными, считают эксперты. Онлайн-шоппинг стал привычным и этим часто пользуются мошенники и хакеры — по статистике треть россиян сталкивалась с обманом во время покупок в сети. Как обезопасить себя — в материале «Блокнота».
Более половины россиян имеют опыт совершения онлайн-покупок, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Купить что-то в интернете стало практически привычным делом, особенно для молодежи. Такой способ совершения покупок используют 87% молодых людей 18-24 лет, 85% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также 78% россиян с высшим и неоконченным высшим образованием. Доля онлайн-покупателей также выше среди тех, кто практически ежедневно пользуется интернетом.
При этом почти треть россиян сталкивались с обманом при совершении покупок через интернет — в этом признались 29% опрошенных. Каждый пятый становился жертвой интернет-мошенников лишь единожды. Чаще всего с мошенничеством сталкиваются представители старшего поколения.
В последние дни разговоров о мошенниках стало больше — информационное пространство всколыхнули сразу несколько новостей. Сначала издание «Коммерсант» со ссылкой на компании по кибербезопасности написало, что в даркнет сливают данные банковских карт россиян и иностранцев и за последние несколько дней на теневых форумах появилась информация более 100 тысяч карт российских банков.
В компании Infosecurity сообщили, что появилось как минимум одно предложение о продаже 100 тысяч записей российских банковских карт. В RTM Group сообщили, что наблюдается рост утечек данных российских банковских клиентов, но он произошел не в последние дни. В компании утверждают, что мошенники активизировались в связи с блокировкой — наверняка данные были у них и раньше, а теперь они спешно пытаются ими воспользоваться.
Параллельно возникли технические проблемы у крупных российских онлайн площадок — Ozon и Wildberries.
В случае с первым, пользователи жалуются на то, что их заказы задерживаются, часть отменены, есть проблемы в отслеживании –статусы не обновляются. О небольших сбоях говорят и сообщения в сервисе Downdetector. Однако официальных заявлений о технических или каких-то других сложностях Ozon не делал.
Серьезный сбой 14 марта произошел у Wildberries — пользователям не были доступны их заказы, не работало мобильное приложение и сайт, часть пунктов выдачи временно закрылись. По данным Downdetector, самые частые проблемы, на которые жаловались пользователи — отслеживание заказа, работа приложения, работа сайта.
Газета «Коммерсант» утверждала, что портал подвергся хакерской атаке. Эксперты, опрошенные изданием, считают, что маркетплейс стал жертвой атаки вируса-шифровальщика, в подготовке которой могли участвовать сотрудники Wildberries. В самой компании сообщили, что проблема была в «технических неполадках».
На утро 16 марта в Wildberries устранил 90% неполадок, компания сделала заявление, что никакие пользовательские данные не пострадали.
«В скором времени будут устранены все оставшиеся ошибки, — говорится в заявлении. — Отметим, что персональная и финансовая информация наших пользователей не пострадала: данные банковских карт надежно защищены в соответствии со стандартом Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), который разработан ведущими международными игроками в сфере платежных систем».
Пользователи в это время сильно паниковали, в социальных сетях предполагали, что это «хакеры украли данные», «нужно срочно заблокировать все привязанные карты» и «ограничить платежи в интернете».
По последним данным, в компании начали внутреннее расследование инцидента от 14 марта, который повлек за собой появление ошибок в работе мобильных приложений и сайта. По результатам расследования материалы будут переданы в правоохранительные органы.
Чтобы уберечь себя от мошенничества в интернете при покупке товаров или услуг, необходимо помнить о важных мерах предосторожности. Компания Kaspersky дает пять советов по безопасному интернет-шоппингу.
Во-первых, не стоит открывать электронные письма от людей, которых вы не знаете. Этот способ общения очень популярен среди хакеров, часто они используют электронную почту, чтобы узнать ваши данные — номер банковского счета, карты, данные социального страхования.
Во-вторых, стоит остерегаться сайтов, которые предлагают что-то бесплатное или очень высокую скидку. Мошенники часто пользуются теми, кто мечтает о халяве. Кроме того, с осторожностью нужно относиться к сайтам купонов, особенно тех, где используется названия известных мегамаркетов.
Далее: не стоит делать покупок, находясь в кафе — то есть с использованием общественных сетей Wi-Fi. Хакеры могут легко перехватить вашу информацию, такую как номер кредитной карты и коды к ней.
Хороший совет: заведите банковскую карту с ограниченным лимитом специально для покупок в интернете. Сейчас выпустить так называемую виртуальную карту позволяют многие банки. Если хакеры узнают данные карты, то смогут потратить только средства с нее, а не все ваши сбережения.
Еще один совет — установите надежный антивирус и регулярно обновляйте его. Кроме того, не стоит забывать и об обновлениях программного обеспечения, это поможет защититься от киберугроз.
Ранее стало известно, что мошенники придумали новую схему обмана россиян на санкциях. Так, они стали звонить вкладчикам и пугать их тем, что счета могут быть арестованы в связи с введением санкций против банковской сферы и отключением РФ от системы международных переводов SWIFT. Взамен гражданам предлагаются «безопасные счета», на которые те должны перевести все свои денежные накопления.