Ученые: вспышки на Солнце могут погубить инфраструктуру Земли

НАУКАПрокомментируйте новость
Ученые: вспышки на Солнце могут погубить инфраструктуру Земли

Они могут вызывать не только яркие полярные сияния, но и мощные разряды тока.

Вспышки на Солнце могут не только влиять на самочувствие людей, но и серьезно разрушить технику. Американские астрономы выяснили, что ударные волны, которые есть в структуре солнечного ветра, могут при столкновении с магнитосферой Земли вызывать не только яркие полярные сияния, но и мощные разряды тока. Эти разряды могут навредить электросетям.

Ученые напомнили, что во время геомагнитных бурь иногда случаются сбои в работе электросетей. Например, в марте 1989 года с этим столкнулись жители Канады. Масштабные сбои произошли в канадской провинции Квебек, произошли также нарушения высокочастотной радиосвязи во всём мире, сбои в работе космических аппаратов, а полярные сияния наблюдались до широты Мексики и острова Большой Кайман. В СССР полярное сияние могли видеть жители Симферополя.

Ещё раньше, в 1859 году, произошла крупнейшая геомагнитная буря в истории, которую называют «Событием Кэррингтона». По всей Европе и Северной Америке перестали работать телеграфные системы, а северные сияния наблюдались по всему миру, даже над Карибами.

Фото: pixabay.com

Японские ученые выяснили, что похожая геомагнитная буря произошла в 1770 году, когда ярчайшие сияния красного цвета накрыли некоторые районы Японии и Китая. В среднем, считают ученые, сильные геоштормы случаются примерно раз в 500 лет. Однако, как выяснилось, интенсивность не всегда имеет значение.

«Мы выяснили, что и более слабые ударные волны могут нести серьезную угрозу для электросетей и других проводящих сетей на Земле», — отметили в Центре космических полетов НАСА.

Ученые изучили влияние космической погоды на состояние одного из газопроводов на юге Финляндии, где часто случаются северные сияния. В частности, были изучены электрические характеристики газопровода с 1995 года по 2023 год. Их сравнили с космической погодой в эти годы и выяснилось, что в некоторых случаях на газопроводе возникал сильный электрический ток — как раз из-за столкновения ударных волн солнечного ветра с магнитосферой Земли.

Сила тока зависела от угла столкновения ударной волны с магнитной оболочкой планеты, а также положением северного магнитного полюса. В некоторых случаях сила тока могла превышать 20 ампер, что может повредить электросети и чувствительное оборудование.

Иллюстрация: "Блокнот".

Согласно новым прогнозам, в ближайшие дни на Землю может обрушиться магнитная буря. Так, по данным лаборатории солнечной астрономии ИКИ и ИСЭФ РАН, 12 июля магнитосфера будет возбужденной, а 13 июля начнется магнитная буря, которая продлится около двух суток. Также возмущения возможны 4 и 7 августа, однако это предварительный прогноз, все зависит от вспышек на Солнце.

Солнце снова вернулось к нестабильности, отмечает издание News Nine. На его поверхности произошло несколько взрывов и это произошло на стороне, обращенной к Земле.

«По сути, огромное количество энергии, высвобождаемой Солнцем, направляется прямо к Земле, — отмечает издание. — 10 июля на Солнце в области, известной как активная область AR3738, произошло целых пять солнечных вспышек».

Иллюстрация: NASA, wikimedia.org

Вероятно, что последствия этих вспышек можно будет почувствовать в предстоящие выходные. По прогнозам будет геомагнитная буря, полярные сияния. Возможны перебои в работе радиосвязи, проблемы на электросетях, а также проблемы с GPS. Проблемы уже были, зафиксировано отключение радиосвязи над Марокко, у северо-западного побережья Африки, над Бермудами, в Китае и Индии.

Ранее «Блокнот» рассказал о том, чем опасны магнитные бури и как мощная вспышка на Солнце может вызвать инфаркт и инсульт.