Одним из старейших членов команды Bellingcat стал Арик Толер – специализирующийся на русской литературе филолог из Канзаса.
Созданное в 2014 году интернет-издание Bellingcat позиционирует себя независимым агентством, занимающимся расследованиями на основании открытых источников. В разное время на проект работали несколько десятков человек – от отставных сотрудников разведки и военнослужащих до журналистов и политических активистов.
Но одним из старейших членов команды Bellingcat стал Арик Толер – специализирующийся на русской литературе филолог из Канзаса. Он был далек от деятельности силовых структур и разведок: поиск и анализ информации в Интернете было лишь его хобби. Однако он оказался в нужное время в нужном месте и позже превратился в одного из наиболее медийно известных расследователей издания. Для этого будущему журналисту пришлось пройти большой путь.
В начале славных дел
Арик Толер родился в городе Чанат в округе Неошо американского штата Канзас. Он учился в Средней школе города Иола и закончил ее с отличием в 2006 году. Затем Толер поступил в Университет Канзаса и спустя 5 лет стал бакалавром в области славянских языков и литературы. В процессе обучения он освоил русский, который в его ВУЗе преподавали на высоком уровне. В магистратуре будущий расследователь Bellingcat также изучал русскую философию и историю мысли.
В университетские годы Толер несколько раз посещал Россию в рамках студенческого обмена. Особенно бросается в глаза визит в Казань в 2013 году и обучение в частном Институте социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ). Он состоялся под эгидой CriticalLanguageScholarship (LCS) –правительственной программы Госдепа для увеличения числа американцев, говорящих на «критически важных» языках. На сайте прямо указана цель инициативы – поддержание конкурентоспособности США по всем направлениям. Сами учащиеся названы «гражданскими послами», разделяющие ценности страны и продвигающие интересы Вашингтона во всем мире.
Белый Дом уделяет большое внимание LCS – важному инструменту государственной «мягкой силы». Участие Арика Толера в программе означает, что американскому внешнеполитическому ведомству его имя как минимум стало знакомо.
Интересно выглядит и заведение, в котором проходил практику будущий специалист Bellingcat. Казанский ИСГЗ вплоть до 2013 года именовался по-другому: Институт социальных и гуманитарных знаний имени Сороса. Впоследствии пути Толера со структурами известного миллиардера еще не раз пересекутся.
Банкирский OSINT и пробы пера
В США существует определенная проблема трудоустройства выпускников после окончания университета. Однако Арик Толер сумел избежать этой участи и приступил к работе сразу же после выпуска. Его нанимателем стал престижный крупный инвестиционный банк MerrillLynch, ныне входящего в структуру финансового гиганта BankofAmerica. По словам Толера, в получении вакансии ему помогло собственное упорство и трудолюбие в виде пятилетней работы в университетском центре по обучению навыкам письма, где научился грамотно составлять документы. Именно этим он и занимался в отделе безопасности Merrill Lynch, формируя отчеты и сводки.
В обязанности будущего расследователя входил сбор данных в Интернете в интересах компании. Merrill Lynch обладает десятками объектов по всему миру, и в случае любого инцидента банк должен был получать оперативную информацию о наличии пострадавших или жертв среди его сотрудников, а также принимать меры по обеспечению их сохранности. Фактически Толер занимался OSINT – разведкой на основе открытых источников, что и без того было его хобби и пригодилось в работе в будущем.
Начиная с июня 2014 года Арик Толер начал публиковаться в СМИ в качестве эксперта GlobalVoices. Это зарегистрированное в Нидерландах многоязычное издание официально получает финансирование от таких глобалистских и поддерживаемых западными правительствами структур, как Фонд открытое общество, Фонд Маккартуров и Фонд Форда. Создателем Global Voices выступил Центр Беркмана Кляйна по изучению Интернета и общества – инициативы Гарвардского университета, также связанной с американскими государственными структурами.
Свои материалы Толер писал в рамках подпроекта «Эхо Рунета», который напрямую спонсировался организацией Джорджа Сороса. В его первых статьях с западных позиций рассматривались происходящие в России и на Донбассе события. Например, одна из них освещала реакцию жителей страны на неудачные заявления пресс-секретаря Госдепа Джен Псаки и превращения ее в интернет-мем. Другой текст затрагивал вопросы использования хэш-тегов в рамках информационной кампании по освобождению задержанных журналистов LifeNews на Украине.
Интерес Толера к событиям весны-лета 2014 года в конце концов свел его с известным интернет-изданием.
Звенящие котики
Когда 17 июля 2014 года в небе над Донбассом был сбит малазийский «Боинг», Арик Толер выполнял свои должностные обязанности и собирал информацию по трагедии. В процессе поиска он наткнулся на твиты журналиста Bellingcat Элиота Хиггинса, который пытался найти доказательства причастности России к поражению лайнера. Толер заметил ошибку в одном из постов активиста и сообщил ему об этом.
Позже оказалось, что Хиггинс хорошо запомнил этот эпизод. Спустя месяц он начал собирать команду для расследования крушения рейса MH17 и пригласил в нее Толера. Тот оказался ценным сотрудником благодаря хорошему знанию русского языка и умению работать в русскоязычном сегменте Интернета.
С того момента жизнь новоявленного члена Bellingcat круто изменилась. За год он стал тратить по 20 часов в неделю на написание материалов и выполнение другой работы на благо проекта. Весь свой 15-дневный годовой отпуск Толер тратил на проведение семинаров и тренингов в Киеве и других украинских городах, где учил журналистов техникам поиска информации в открытых источниках.
В ноябре 2015 года Bellingcat удалось получить финансирование от Google на две полные ставки. Первую занял Элиот Хиггинс, а на вторую устроился и сам Арик Толер, бросив для этого свою работу в Merrill Lynch. По собственному признанию, в начале своей деятельности в составе расследовательской группы ему приходилось заниматься «скучной работой» из дома по переводу материалов с русского на английский и координации волонтеров-фрилансеров. В то же время сам Хиггинс разъезжал по разным встречам и проводил переговоры.
Украинский трамплин
Восхождение Bellingcat началось с освящения событий вокруг сбитого на Донбассе малазийского «Боинга» и безапелляционного обвинения России в произошедшем. На этой почве с расследовательской группой сошлись украинские официальные лица, с которыми у издания установилось тесное сотрудничество.
В нем принял участие и Арик Толер, который благодаря владению русским мог легко находить общий язык с партнерами и исследовать российский сегмент Интернета. В 2014-2016 годах значительная часть его постов в Twitter была посвящена событиям на Донбассе: например, в одном из материалов журналист рассказывал о способах установления личности участников конфликта на стороне ДНР и ЛНР с помощью соцсетей и ресурса Google Maps. В другой публикации Толер приводил интервью пользователя с характерным ником «Практическая руSSофобия», который называл себя очевидцем перевозки зенитно-ракетного комплекса «Бук», сбившего малазийский Boeing MH17.
Но руководитель Bellingcat не останавливался лишь на написании материалов и взаимодействовал с украинскими подразделениями по информационной борьбе. В 2015 году в Киеве он проводил тренинги об использовании технологий OSINT для получения информации, а 21 ноября даже встречался с Дмитрием Золотухиным – советником министра информационной политики Украины и бывшим сотрудником органов безопасности, которому была поставлена задача налаживать сотрудничество с коллективом ресурса Ukraine@War и Bellingcat.
С ходом судебного процесса по малазийскому «Боингу» в Нидерландах популярность Bellingcat быстро росла. Значительную роль в этом сыграли СМИ, создавая ореол независимых и предельно неангажированных журналистов. Арик Толер был одним из первых авторов издания, что вместе с личным знакомством с Хиггинсом сыграло ему на руку: с увеличением финансирования и расширения штата журналист рос по карьерной лестнице и вошел в состав исполнительного совета директоров.
Бывший сотрудник Merrill Lynch начал ездить с лекциями по всему миру и стал частым гостем в СМИ. По собственным словам, деятельность в Bellincgat стало его любимым делом, которому он с удовольствием посвящал много времени.
Глобальный уровень
Быстро растущий статус Арика Толера привел его в другие крупные проекты. Он выступал спикером в Институте Кеннана – подразделения государственного американского Международного Центра Вудро Вильсона. Структура обладает офисами в США и на Украине, в ее задачи входит анализ процессов на постсоветском пространстве для выработки американской стратегии в отношении Москвы. Институт Кеннана также сотрудничает с российскими оппозиционными деятелями.
С 2014 года Толер участвовал в мероприятиях Форума свободы в Осло, который позиционирует себя «глобальным собранием борющихся с тиранией активистов». Он создан правозащитной организацией HumanRightsFoundation (HRF), официально финансирующей Bellingcat и возглавляемой оппозиционером Гарри Каспаровым. В разные годы на Форуме выступали олигарх Михаил Ходорковский, Владимир Кара-Мурза и члены группы Pussy Riot.
Помимо публичных выступлений на международных площадках Арик Толер принимал непосредственное участие в запуске других проектов по борьбе с дезинформацией и поиске данных в открытых источников. Вместе с Элиотом Хиггинсом он занимался созданием зарегистрированной в США международной НКО FirstDraft.
На Украине Толер возглавил проект #MinskMonitor, который отслеживает события в зоне боевых действий на Донбассе и анализирует их на основании данных открытых источников. Его материалы часто публикуются на платформе DigitalForensicResearchLab (DFRLab) – Лаборатории цифровых криминалистических исследований, где журналист числится ведущим научным сотрудником по Евразии.
Арик Толер также упоминается во взломанных хакерами документах проекта IntegrityInitiative. Он был организован британской НКО InstituteforSpacecraft, которая финансируется королевскими внешнеполитическим и оборонным ведомствами. Инициатива состояла в создании крупной международной сети из политиков, журналистов и работников силовых ведомств для противодействия России в Европе и борьбой с дезинформацией. По факту, под этими предлогами осуществлялось вмешательства в дела стран ЕС и преследование неугодных политиков: целями атак становились британские, испанские чиновники и журналисты, которых просто заподозрили в симпатиях к Москве и недостаточной критики ее действий. Роль Арика Толера в Integrity Initiative сводилась к обучению персонала в рамках подпроекта Expose. Его целью было создание глобальной сети НПО стоимостью, на что британский МИД запросил почти10 миллионов фунтов.
Опубликованных хакерами документы прямо показали активное участие Bellingcat прямо числился членом Integrity Initiative. Участие в государственной программе Великобритании ставило издание в неловкое положение: при помощи СМИ оно долгое время создавало себе образ независимых расследователей, не работающих в интересах отдельных стран.
Впрочем, и сам Арик Толер делал похожие заявления: впоследствии они опровергались фактами и становились поводом для обоснованной критики Bellingcat.
Слово – не воробей
С момента основания расследовательскую группу часто подозревали в связях с другими крупными правительственными или глобалистскими структурами. Поводом становились косвенное взаимодействие Bellingcat с этими организациями и участие в одних и тех же проектах. Например, издание принимало участие в создании упомянутого выше ресурса First Draft по борьбе с дезинформацией, а через некоторое время его стал открыто финансировать Фонд «Открытое общество»* Джорджа Сороса.
Однако журналисты Bellingcat изначально отрицали связи с известным миллиардером. Среди них был и Арик Толер: в 2016 году он заявил, что проект никогда не получал денег от Сороса и его структур. Спустя год он вовсе сказал, что у «Открытого общества» нет никакого влияния на издание.
Но уже в 2018 году Элиот Хиггинс в интервью The Guardian признался, что Bellingcat получает «очень много денег» от таких доноров, как Джордж Сорос. Эти слова получили подтверждение после публикации отчетности организации за 2019 год: согласно документу Фонд «Открытого общества» как напрямую финансировал издание, так и выделял средства его автором через другие структуры.
Фактически Арик Толер солгал об источниках дохода Bellingcat. Но этот случай не был единичным.
В 2019 году в своем аккаунте в Twitter журналист написал об отсутствии у его издания связей с AtlanticCouncil* – аналитическим центром, который тесно связана с американскими властями и получает финансирование от государственных структур и коммерческих организаций в США и Европе. При этом Толер числится сотрудником еще одной упомянутой ранее структуры DFRLab, которая создана и подчиняется Atlantic Council*.
Непонятно, зачем расследователю нужно было публиковать недостоверную информацию, которая легко проверялась с помощью простейшего поиска в открытых источниках. Ведь именно на этом официально специализируется Bellingcat, и такие пусть даже не самые большие оплошности наносят ущерб репутации издания. Хотя Толер попадался и на других неаккуратных высказываниях.
Доверяй, но проверяй
В июле 2016 года у Арик Толера возник конфликт с журналистом Анатолием Шарием. Поводом стали события 2015 года: тогда украинский ресурс InformNapalm опубликовал фотографии и личные данные гражданина России, который якобы принимал участие в боевых действиях на Донбассе. Шарий связался с человеком на снимках и выяснил, что все доказательства оказались грубой подделкой от печально известного сайта «Миротворец». Но вместо признания InformNapalm заявил, что это Шарий специально подкинул украинским ресурсам фальшивые данные для их дискредитации. Именно эту точку зрения через год озвучил Арик Толер в интервью «Радио Сводода»*. Он даже заявил, что в эти аккаунты «было вложено много сил и времени», хотя даже так они не выглядели правдоподобно.
Шарий оперативно ответил на эти обвинения и предоставил убедительный аргумент: страница «российского солдата» в публикации InformNapalm в соцсети ВК появилась в ВК за много лет до событий на Донбассе. Это полностью исключает версию о намеренном создании аккаунта для последующего высмеивания украинских ресурсов в публикации заведомо ложной информации.
Журналист прямо указал на неправоту Толера, который вместо проверки данных в открытых источниках предпочел поверить киевским пропагандистам на слово. Автор Bellingcat мог бы просто согласиться и признать свою неправоту в этом эпизоде. Однако вместо этого он стал пытаться неловко выкрутиться из ситуации: Толер отказался извиняться и заявил, что не придумал эти обвинения, а лишь прочитал их на ресурсе InformNapalm. На что Шарий задал логичный вопрос: «а если я прочту на каком-то форуме, что Вы убиваете щенков - мне нести это в интервью Радио Свобода*?»
С этим сложно не согласиться: если один из руководителей организации, которая позиционирует себя командой независимых и профессиональных расследователей, публично ложно обвиняет человека и отказывается признать свою неправоту, то какое мнение может создаться у людей об такой структуре и ее материалах?
Этот вопрос актуален и в связи с другой декларируемой чертой Bellingcat – неангажированностью и готовностью рассматривать любые дела вне зависимости от того, в какой стране они происходят.
Свои люди
Крупнейшие западные СМИ и НКО неоднократно выставляли издание нейтральной и неангажированной стороной. Однако журналисты и авторы Bellingcat много раз демонстрировали обратное, и в этом также был замечен Арик Толер. Одну из таких ситуаций описал голландский журналист Роб Нуйтен, который несколько лет назад предложил члену Bellingcat осветить присутствие в рядах гуманитарной организации «Белые каски» членов «Аль-Каиды»** и других террористических группировок. Но Толер заявил об отсутствии интереса к этой теме.
Причина отказа Толера объясняется легко: западные государства активно финансировали и рекламировали эту организацию, изначально выступавшую против сирийского правительства и работающую только на подконтрольных боевикам территориях. Выпуск критического материала о связях «Белых касок» с террористическими группировками мог бы подорвать их светлый образ и сыграть на руку Башару Асаду. Ни Bellingcat, ни его зарубежным покровителям это не было нужно, поэтому Толер и другие расследователи предпочли пожертвовать непредвзятостью и приверженностью журналистским стандартам во имя собственных взглядов и интересов спонсоров.
Ложка меда в бочке дегтя
Несмотря на общую антироссийскую идеологию Bellingcat, далеко не всех авторов издания можно назвать ненавистниками страны. Парадоксально, но в их число входит Арик Толер: хоть журналист и участвует в направленных против Москвы расследованиях, его нельзя назвать русофобом. Об этом он прямо говорил в одном из интервью и даже заявил, что хочет видеть Россию «снова великой». Возможно, на такие взгляды повлияло знакомство с русской культурой во время обучения и неоднократное посещение страны в студенческое время. В частности, Толер упоминал, что благодаря обучению в Санкт-Петербурге относится к России лучше, чем его коллеги.
На странице журналиста в Twitter действительно нет постов с неприкрытой ненавистью к Москве, а практически все антироссийские публикации подаются в профессиональном ключе. В статьях Толера можно даже встретить претензию на объективность: в одном из таких он критикует западные СМИ за повсеместное необоснованное обнаружение следов «русских хакеров». Также руководитель Bellingcat признавался, что его критика внешнеполитических амбиций России будет выглядеть неуместно на фоне даже большей активности США в мире.
Часть материалов Толера посвящена далеким от политики вопросам и связана с поиском информации и анализа данных. Они написаны грамотным языком и хорошо раскрывают тему использования методов OSINT. Поэтому может даже создаться впечатление, что у него нет ничего общего с остальными журналистами Bellingcat. Но это не так.
Не все золото, что блестит
Из всех наиболее медийно известных членов издания Толер больше всего похож на независимого и неангажированного расследователя, и этим он выгодно отличается от других своих коллег. Того же Элиота Хиггинса едва ли можно назвать непредвзятым журналистом, а Христо Грозев вовсе давно обзавелся репутацией связанного с криминалом русофоба, готовым нарушить закон и поставить под удар образ Bellingcat.
И все же, работа Арика Толера направлена против России и ее интересов. Журналист помогал украинским силовым структурам и журналистам искать российских граждан на Донбассе, участвовал в инициативе британских спецслужб и ведомств по поиску влияния Кремля в Европе и неоднократно появлялся на площадках нежелательных организаций.
Его относительно мягкое отношение к России используется и в имиджевых целях: у Bellingcat появляется основание утверждать о присутствии в команде людей с разными взглядами и подчеркивать свою неангажированность в глазах российского читателя. Это приведет к положительному восприятию его материалов и роста безусловного доверия к ним.
Станет ли после этого Арик Толер в ответ продвигать в Bellingcat непредвзятость, а также выпускать и координировать материалы о преступлениях ВСУ на Донбассе или Турции в Сирии? Едва ли. Зато аудитория издания в России действительно может вырасти даже несмотря на всего его огрехи и репутацию.
Метод «хорошего» и «плохого» полицейского работает именно так.
Текст: Андрей Прокаев