Корреспондент «Блокнота» взял интервью у автора законопроекта о создании в России частных военно-охранных компаний Геннадия Носовко.
В октябре 2014 года на рассмотрение в Госдуму был внесен проект Федерального закона о создании в России частных военно-охранных компаний. В апреле, с опозданием на два месяца, правительство подготовило отзыв на законопроект. Члены Кабмина раскритиковали идею появления таких компаний в России, безосновательно назвав их общественными объединениями.
В других странах частные военно-охранные компании используются уже давно. В 2012 году общий объем оказываемых ими услуг составил около 350 миллиардов долларов – сумма, превышающая военный бюджет России.
Корреспондент издания «Блокнот» побеседовал с автором законопроекта, депутатом фракции «Справедливая Россия» Геннадием Носовко.
- Геннадий Сергеевич, пожалуй, самый острый вопрос в отношении частных военно-охранных компаний - это контроль за их работой. Как он будет реализован?
- Такие компании будут находиться под особым пристальным контролем ФСБ и, конечно, их деятельность будет полностью прозрачна для государства. Всю деятельность ЧВОК планируется вести только с одобрения властей, а за рубежом – при согласии правительства соответствующей страны.
- Получается, если бы сейчас частные военные компании защищали интересы русского населения Донбасса, им бы потребовалась на это санкция официального правительства в Киеве?
- На сегодняшний день в Луганской народной республике и Донецкой народной республике есть свои правительства. На мой взгляд, власти ЛНР и ДНР могли бы санкционировать деятельность наших ЧВОК на территории республик. Я поясню - это не подразумевает военных действий. Компании могли бы заниматься доставкой гуманитарных грузов, вывозом раненых, стариков, женщин, охраной железнодорожных путей, нефтепроводов, угольных шахт.
Жителей Донбасса должен кто-то должен защищать, а у России сейчас нет правового основания вмешаться и помочь им. Есть добровольцы, но при наличии частных военно-охранных компаний масштаб помощи мог бы быть гораздо больше.
Вообще предотвратить насилие в Донбассе можно было еще во время Майдана. Если бы Янукович имел возможность привлечь в качестве альтернативы частную военно-охранную компанию, которая стала бы посредником между активистами Майдана и правительством, то это могло остановить кровопролитие тогда и не допустить его позднее, в Донбассе.
- Не повлекло ли бы появление частных военно-охранных компаний на Украине к эскалации конфликта?
- Самый большой миф о ЧВОК - это то, что они создаются для боевых действий - люди взяли автоматы и побежали убивать. Наоборот, такие компании нужны, чтобы было как можно меньше войн. Договариваются с сильным, а слабым диктуют условия. Чтобы быть сильным, нужно иметь защиту. Если все поймут, что ДНР и ЛНР находятся под защитой, то мало у кого появится желание вести там варварское истребление мирного населения.
- Нет ли угрозы в том, что такие компании могут появиться в регионах с неспокойной обстановкой, например на Северном Кавказе?
- Деятельность компаний - не угроза, а наоборот, механизм, который поможет бороться с незаконными формированиями, подавлять их деятельность, причем оперативно, не отвлекая МВД и другие подразделения. И в результате подобные регионы станут спокойнее благодаря работе таких компаний.
Однако оговорюсь, что, возможно, в ходе работы над законопроектом деятельность ЧВОК будет ограничена на территории России лишь консультативными услугами.
- Что означает появление ЧВОК для экономической и социальной сферы?
- В настоящее время в России есть масса специалистов, которые не могут найти себя на этом рынке. В итоге их вербуют зарубежные военно-охранные компании. И не всегда интересы этих компаний совпадают с интересами нашей страны.
В армии многие из таких людей не могут служить по возрасту или в связи с инвалидностью. А в ЧВОК будут востребованы люди с опытом в любом возрасте: стратеги, тактики, инструкторы.
Компании по нашим расчетам дадут около миллиона рабочих мест. Я убежден, это будет востребованный бизнес.
- А кем он будет востребован?
- Несмотря на позицию стран, вводящих санкции против России, есть множество государств, которые дружественно к нам относятся. Это и страны Африки, и Латинской Америки, и Ближний Восток, и наши ближайшие исторические соседи. Они с удовольствием стали бы сотрудничать с нами, приглашать специалистов для обучения своих солдат, охраны полезных ископаемых, стратегических объектов, защиты экономических и геополитических интересов.
Есть история про афганца, который сказал: «Когда ушли русские солдаты, я зарезал десять баранов. Сейчас я бы зарезал еще 20, чтобы они вернулись». Когда на Ближнем Востоке вспыхивает очередное восстание, все уже понимают, что за этим стоят страны Запада, насаждающие кровавую псевдодемократию. И правительства таких стран могли бы прибегать к услугам ЧВОК, чтобы сохранить свою независимость.
Ведь Украина - это не первый и, боюсь, не последний проект наших заокеанских соседей по развалу стран. Они могут и дальше сжимать кольцо влияния вокруг России. И мы можем и должны этому противостоять.
- В каких отношениях ЧВОК будут находиться с Минобороны?
- Минобороны станет у них самым главным заказчиком. Армия смогла бы передать компаниям часть своих функций: охрану объектов, разминирование, разведдеятельность.
- А Минобороны не воспринимает ЧВОК как конкурентов?
- Конечно, ревность есть, тем более что с их появлением произойдет некоторое перенаправление финансовых потоков. Но, думаю, что в министерстве понимают, что без деятельности таких компаний не обойтись. Минобороны - это же государство, а бывают ситуации, когда нужно отстаивать геополитические интересы страны без привлечения государства. США и Англия используют этот механизм давно, решают проблемы руками частных военных компаний, а в случае чего говорят: «Это не мы».
- Чем компании будут заниматься на территории других стран?
- На мой взгляд, они могут оказывать такие услуги, как охрана танкеров, газопроводов, защита интересов наших транснациональных корпораций в других странах. Помогут они и во время международных визитов частных лиц в страны с нездоровой политической либо военной обстановкой. В функции компаний входят и консультации, обучение военных, разработка мероприятий по урегулированию обстановки. Весь мир знает, что русское военное дело находится на очень высоком уровне, и многие страны хотели бы у нас поучиться.
- Будет ли для компаний введен лимит на вид вооружений? Смогут ли они владеть самолетами, кораблями, подлодками?
- Это мы пропишем во второй фазе работы над законом, сейчас мы работаем над концепцией. Я думаю, что в распоряжении компаний должны быть вертолеты, самолеты для транспортного обеспечения.
- Но вооружение какое-то они же должны на себе нести?
- Да, но минимальное и в рамках закона. Ракеты на них ставить не будут.
- Наверное, у ЧВОК должна быть спецсвязь на уровне армейской?
- Я думаю, что связь должна быть защищена в определенных случаях даже более надежно, чем армейская. Тут все зависит от задач компании.
- Сотрудники компаний станут «универсальными солдатами» или ЧВОК будут ранжироваться по функциям?
- Время покажет, но, думаю, они будут ранжироваться географически. Компании, работающие на Ближнем Востоке, будут знать специфику этого региона. Другие компании будут работать в зоне арктического шельфа и будут знать особенности работы при критических отрицательных температурах.
- Сколько, по вашим оценкам, будет создано ЧВОК в России?
- Таких компаний не может быть много, их можно будет сосчитать по пальцам одной руки. ЧВОК будут работать исключительно в интересах государства, у них будут четко поставленные задачи, строго определенный заказчик и особый порядок лицензирования. Просто прийти и заявить: «Хочу создать военную компанию» ни у кого не получится.
- А иностранные компании смогут получить лицензию?
- Смогут. Так как мы придерживаемся норм свободной конкуренции ВТО, условия для участников рынка должны быть равными. И если деятельность на территории страны разрешена отечественной компании, то ее могут вести и другие страны. Но мы хотим формально ограничить деятельность ЧВОК на территории России лишь консультациями, того же будем требовать и от иностранных компаний. Фактически же наши компании будут действовать в основном за пределами государства. А иностранные компании, получив лицензию, смогут предоставлять в России только консультативные услуги.
- Как видоизменился законопроект с момента внесения его в Госдуму?
- В первом варианте законопроекта мы отдавали функции лицензирования ФСБ, теперь же мы думаем, что выдающим лицензии органом должен стать МИД, это больше подходит им по функциям. Кому как не дипломатам договариваться с другими странами по таким вопросам? А вот контроль и согласование лицензий будет вести ФСБ.
Кроме того, мы решили повысить планку возраста, в котором возможен прием на работу в компании, с 18 на 21 год, чтобы не создавать альтернативу призыву на обязательную военную службу.
- Когда может быть рассмотрен законопроект о частных военно-охранных компаниях?
- В эту сессию мы точно не успеем. Отзыв правительства должен был прийти до 11 февраля, но они нарушили все сроки. Возможно, причиной такой задержки является заинтересованность определенного круга лиц, чтобы вопрос затягивался. Когда правительству надо, отзыв делается за три дня.
- Правительство не поддержало вашу инициативу. Что именно им не понравилось?
- Ссылаясь на 13-ю статью Конституции, они написали, что запрещается деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на создание вооруженных формирований. Мягко говоря, это странно. Наш законопроект не говорит о создании общественных объединений. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Это не имеет никакого отношения к нашему проекту. Наш закон как раз исключает возможность создания негосударственных вооруженных формирований. По закону вмешательство власти в деятельность общественных объединений не допускается. А мы как раз предлагаем создать структуру, полностью подконтрольную государству.
- Я знаю, что президент одобрил вашу идею…
- Он и сейчас ее поддерживает. Этот вопрос обсуждался на встрече с нашим лидером, Сергеем Мироновым. Владимир Владимирович рекомендовал Совбезу учесть в работе наш законопроект, доработать его. Парадокс в том, что по отдельности все поддерживают инициативу, но при уточнении отдельных моментов возникает ситуация клинча между различными ведомствами. Надеюсь, мы все-таки добьемся положительного отзыва. Мы готовы работать над законопроектом, чтобы в итоге у нас появился документ, который устроит все стороны.