Меньше чем за 10 минут штаты потеряли более десятка самолетов, 120 летчиков попали в плен. Советские пилоты потерь не имели.
Сегодня у американцев, а точнее, у их военно-воздушных сил - «черный четверг». Именно в этот день, 12 апреля, 70 лет назад в небе над Кореей за какие-то 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя. Виновниками таких потерь стали советские истребители. Такого количества стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли со времен Второй мировой войны.
История стоит того, чтобы о ней рассказать россиянам, а, главное, напомнить американцам. Случилось все во время войны между Северной и Южной Кореей, которая началась 25 июня 1950 года и продлилась три года и один месяц. В этом противостоянии американцы всячески поддерживали Южную Корею, выступая под флагами ООН. Северной Корее открыто помогал Китай и негласно – Советский Союз.
Штаты вместе со своими союзниками оказывали южнокорейцам полную поддержку: от солдат до тяжелой техники и авиации. СССР помогал коммунистической Северной Корее истребительным авиакорпусом, военными советниками и госпиталями.
Зенитчики и летчики в составе 64-го истребительного авиакорпуса и противостояли 5 воздушной авиации союзников Южной Кореи, напоминает подробности того исторического события военный эксперт и директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
Чтобы представить, какой мощи советским летчикам приходилось противостоять, достаточно сказать, что помимо США в число союзников Южной Кореи входили Великобритания, Австралия, Канада, Канады, Южная Африка. Американцы безраздельно господствовали в небе над Кореей, причем авиация у них была не самая новая - истребители F- 80 и F - 84. Впрочем, у Китая и КНДР авиация была еще хуже. В общем, небо Кореи было американским... до появления советской авиации. О превосходстве МиГ-15 летчики США узнали в первом же воздушном столкновении и не только стали избегать схваток, но и бежали, то есть улетали при появлении советских машин.
Вот тогда США сделали соответствующие выводы и направили в Корею новейшую технику - истребители F-86 Sabre, которые поднимались выше советских. Преимущество же МиГов заключалось в вооружении: три пушки (одна калибра 37 мм) с прицельной дальностью 800 метров тогда как у F-86 Sabre было шесть пулеметов с дальностью 400 метров.
Но американские летчики максимально использовали свои возможности. Поднимались на большую высоту, откуда их не видели с земли, следили за аэропортами КНДР. И как только советские истребители взлетали (их выдавали клубы пыли, поднятой реактивным двигателем), тут же как коршуны пикировали на МиГ, расстреливая из пулемета.
Но советских летчиков так просто не напугаешь. Они умудрялись даже в таких невыгодных ситуациях выходить победителями. Так. к примеру, старший лейтенант Михаил Аверин, увернувшись от пулеметной очереди Sabre, задевшей одно крыло, расстрелял американский истребитель пушками на выходе из пике. А ведь за штурвалом сидел американский ас - майор Джордж Эндрю Дэвис Младший.
12 апреля 1951 года перед американскими бомбардировщикам поставили цель: они должны снести железнодорожный мост через реку Ялуцзян. Он был как «дорога жизни» в блокадном Ленинграде. Через реку по мосту в Корею из Китая доставляли военные грузы, продукты питания, медикаменты и гуманитарную помощь. Мост с китайской территории прикрывали летчики из СССР. Американцы с союзниками планировали самый массированный авианалет за всю войну. 48 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress в сопровождении полутора сотен истребителей разных типов намеревались разнести в щепки мост шеститонными фугасами с радиоуправлением. Надо сказать, что район реки Ялуцзян даже прозвали «аллеей МиГов» как раз из-за того, что больше всего воздушных боев проходило именно здесь.
Узнав о целях американцев, по тревоге были поднято 36 советских истребителей МиГ-15. Пользуясь тем, что их пушки достигают цели до 800 метров, летчики расстреливали американские бомбардировщики с безопасного расстояния, а когда в стане врага начиналась паника, то добивали уже очередью в упор. Даже использовав весь свой боезапас, советские летчики не покидали место боя, а отвлекали противника, давя на психику.
«Наши МиГи расстреливают »летающие суперкрепости«. У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант», - приводит «РГ» воспоминания генерала-майора авиации Сергея Крамаренко.
За несколько минут бой был закончен. Советские летчики, по разным данным, уничтожили от 12 до 14 бомбардировщиков и 5 истребителей ВВС США. Еще 13 были повреждены и упали в море. Около 100 летчиков США попали в плен.
Практически все советские самолеты вернулись на базу, правда, некоторые МиГи пришлось подлатать. Но никто из советских летчиков не пострадал. Мост выстоял. С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец.
А в США был объявлен недельный траур по погибшим летчикам. В течение трех дней небо Кореи было свободным. Но немаловажным было то, что этот бой заставил американцев изменить свою стратегию по отношению к СССР. Вашингтон всегда был уверен, что победить Советский Союз можно ядерной бомбардировкой. Этот бой показал, насколько американцы обманывались. Так что ядерную бомбардировку Советского Союза пришлось отложить.
В этой связи уместно напомнить и об известном американском политике-русофобе Джоне Маккейне. Он воевал во Вьетнаме в 1967 году, и неизвестно, сколько бы уничтожил и скольких бы расстрелял, если бы не ракета ЗРК С-75, которая подбила его самолет. За пультом управления сидел вьетнамец, а указания давал Юрий Трушечкин, который после войны был удостоен Ордена Красной Звезды. Маккейн провел во вьетнамском плену пять с лишним лет.