Придется ли России использовать новый формат боевых действий на Украине
С начала второго этапа спецоперации интенсивность ударов наших ВКС и артиллерии существенно возросла. Пропорционально увеличились и потери украинской армии. Регулярно сообщается о новых группах ВСУ, сдавшихся в плен. О разрушенных мостах, и уничтоженных базах с боеприпасами. В то же время, крайне напряженной остается ситуация вокруг Приднестровья. Практически, готова вступить в конфликт Польша, стянувшая силы к границам своих «традиционных территорий». Чем станет 9 Мая в этой ситуации: празднованием первой серьезной победы в борьбе с нацистами или началом боевых действий в новом формате – полноценной войны?
Российская армия стала воевать эффективно
В феврале-марте многие из нас ждали, что к 9 мая спецоперация вообще закончится победой России. Вместо этого мы отошли от Киева и потеряли «Москву». Но тем не менее: ежедневно взлетают на воздух украинские военные заводы, штабы, центры обучения боевиков. А наши войска медленно, но упорно продвигаются вперед.
Российские солдаты явно научились сражаться намного лучше, чем это было в феврале. Почти нет видео с нашими пленными. Да и наших погибших украинцы теперь выкладывают крайне редко: потери ВС РФ явно снизились. В то время, как для нацистов и ВСУ ситуация обратная. Достаточно вспомнить, как сдалось порядка 1,5 тыс. морпехов в Мариуполе. А недавно под Изюмом оказались в окружении, прижатыми к Оскольскому водохранилищу, около тысячи боевиков Нацгвардии и ВСУ. Военкоры чуть ли не ежедневно сообщают о сотнях погибших со стороны противника.
Как считает военный аналитик Владислав Шурыгин, у ВСУ становится все меньше и меньше способных воевать солдат, а это неизбежно приведет к изменениям в боях.
- В течение пары недель должен произойти определенный перелом, по крайней мере, на Донбассе, — заявил Шурыгин. - Пока российские силы еще не прогрызли оборону, чтобы вырваться на оперативный простор, но они приближаются к перехвату важных транспортных узлов. Кроме того, после выхода с «Азовстали» в Мариуполе мирных жителей окруженные боевики либо сдадутся, либо по ним начнут наносить удары большими калибрами.
Все это в целом невольно подстегивает у наших граждан оптимизм: надежду на то, что 9 Мая Россия отпразднует не только День Победы, но и победу пусть тактическую, но значимую – в битве с нацизмом украинским.
То, что 9 Мая спецоперация может завершиться, считает Константин Долгов - сопредседатель Народного фронта Новороссии от Харькова и Харьковской области. Впрочем, по его мнению, победным заключенный мир назвать будет нельзя.
- Встреча с земляками в центре Харькова, по всей видимости, откладывается до следующей войны. Текущая же для России, надо полагать, завершится вскоре некими соглашениями. Будут ли они мирными? Не будут. Разве что формально, как Минск-2. Смертельно ли это? Пока нет. Россия пережила много войн, складывающихся вопреки ожиданиям. Но уповать на статистику и исторический опыт негоже: готовиться к следующей придётся основательно и всерьёз. Проба пера уже не пройдёт. Придётся учиться рисовать. Всем хорошего настроения, держитесь. Отчаиваться не надо. И помните: оптимисты учат английский, пессимисты - китайский, а реалисты - автомат Калашникова. Будем реалистами!
Запад пророчит России мобилизацию
Впрочем, есть и другая точка зрения: 9 мая, действительно, станет переломным для спецоперации днем. Но главнокомандующий заявит не о победе, а о том, что нас ждет новый, более сложный этап конфликта.
Скажем, британская Daily Mail пишет, что в День Победы Владимир Путин «может объявить войну мировым нацистам» и начнет всеобщую мобилизацию для последнего удара по Украине, чтобы лишить Киев поддержки Запада и захватить всю Украину до ее западных границ. И это не просто мнение журналистов: эту информацию озвучил министр обороны Великобритании Бен Уоллес.
С аналогичной версией выступили журналисты CNN: «9 мая Путин объявит Украине официальную войну» — считают они. Соответственно, Россию ждет массовая мобилизация.
Американские журналисты утверждают, что вместе с этим Владимир Путин объявит о начале операции по взятию Одессы.
Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров опроверг подобные инсинуации относительно всеобщей мобилизации в День Победы. В интервью итальянской телекомпании «Медиасет» глава внешнеполитического ведомства четко обозначил: Вооружённые силы РФ не станут искусственно подгонять свои действия в ходе спецоперации на Украине под конкретную дату, включая День Победы. Темпы операции зависят от необходимости «минимизировать любые риски для гражданского населения и российских военнослужащих».
Однако, косвенно в пользу версии возможного объявления войны свидетельствует заявление Рамазана Кадырова, в котором он заявил, что «пора начать второй этап спецоперации не только на Донбассе, но и на территории всей Украины». В последние месяцы, Кадыров нередко становился «предвестником» намеченных в Кремле жестких решений.
«Основания для ввода войск найти не сложно»
Также 4 мая стало известно, что в Белоруссии началась внезапная проверка сил реагирования. «Воинским частям и подразделениям предстоит отработать вопросы приведения в боевую готовность, совершения марша в назначенные районы и выполнения учебно-боевых задач», — говорится в публикации Минобороны РБ. Как отметили в ведомстве, цель учений — оценить готовность и способность военнослужащих оперативно реагировать на возникновение кризисных ситуаций.
Но, опять же, это может быть лишь подготовкой: к тому, чтобы включиться либо в боевые действия на Украине, либо – отразить намеченное вторжение со стороны Польши. По сути, оба варианта предполагают переход либо к качественно новому этапу СВО, либо – к войне.
По мнению экс-замглавы МИД РФ и бывшего замгенсека ООН Сергея Орджоникидзе, Польша хотела бы ввести войска на Западную Украину.
- Вместо того, чтобы помочь лечить больного, они начинают резать его, хирургическим путем решать вопрос. Основание для ввода войск им найти несложно — придумают какую-нибудь очередную перестрелку и скажут, что на них напали. Они начали маневры, а это, как правило, предвестник. Раз они двигают войска, значит, они могут двинуть их куда угодно, в нужном для них направлении, - сказал дипломат. - Если они планируют вводить войска под предлогом «защиты от российской агрессии», в этом случае должно быть обращение украинского правительства к польскому правительству с соответствующей просьбой. Такой вариант я бы тоже не исключал. Государство — член ООН, признанное международным сообществом, может обратиться.
Труба войны
Если мы, действительно, изменим характер СВО или объявим Украине войны, то что нам ждать? Мобилизация, даже если ее проведут, явно не будет всеобщий: опыт ВСУ уже показал – неподготовленная масса гражданских, переодетых в форму, становится лишь целью, и не способна помочь своей армии победить. Поэтому, если мобилизация и пройдет, она затронет, тех, кто умеет, может и хочет сражаться. Скажем, офицеров и «силовиков» в отставке.
Кроме того, надо понять: чем, в случае объявления войны, будет отличаться характер боевых действий? Сейчас наша армия точечно уничтожает нацистов, солдат и военную технику, стараясь вообще не наносить удары там, где это угрожает жизни мирных граждан. Даже по заводам и мостам ракеты летят только в том случае, когда производство имеет прямое отношение к армии. Более того, мы даже стараемся не разрушать городские коммунальные ветки, чтобы не причинять дополнительных проблем украинцам. Если такое и случается, то только тогда, когда ВСУ и нацисты превращают город в крепость, а население – в заложники.
Пока наши ВКС принципиально не использую наиболее мощные боеприпасы, имеющиеся у них на вооружении: опять же из опасений нанести сопутствующие потери. Если же мы вступим в полномасштабную войну, вся эта щепетильность отойдет на второй план. Армия будет действовать максимально жестко. Мирному населению, конечно, дадут время покинуть города, но после этого никто мегаполисы штурмовать не станет: просто сравняют их с землей.
Аналогично поступят и с укрепрайонами – девятитонные вакуумные бомбы быстро завершат штурм и Авдеевки, и боевиков в «Азовстали». Схожая судьба ждет промышленность и железные дороги, как таковые.
Параллельно, должен быть остановлен транзит газа через Украину – странно исполнять договорные коммерческие обязательства перед страной, с которой воюешь. Но, собственно, больнее всех такое решение ударит не по нам или Киеву, а по Европе. Существенный дефицит топлива на рынке приведет к очередному скачку цен и тотальной нехватки газа. Поэтому объявление войны Украине – наиболее опасный сценарий для европейских «партнеров». Не исключено, что именно от их лица Макрон накануне два часа уговаривал Владимира Путина избежать подобного сценария и не перекрывать «трубу» из-за войны.
Кровавая Майя
Еще одно потенциальное направления, способное в сжатые сроки превратить СВО в войну – это Приднестровье. Сейчас у ВС РФ нет возможности оперативно помочь непризнанной республике. И велика вероятность того, что в ближайшее время Румыния попытается совместно с армией Украины захватить территорию ПМР.
Неофициально из Румынии поступает информация, что уже создан совместный молдавско-румынский штаб, с приписанными к нему западноевропейскими офицерами НАТО. Ведётся серьёзнейшая работа в СМИ и соцсетях по накачке населения и Румынии, и Молдавии милитаристскими настроениями. В Яссах и Кишинёве открылись центры набора наёмников с балканского и турецкого направлений. Курируют их как украинское посольство в Кишинёве, так и ряд националистических партий Румынии и Молдавии.
- Румыния собирается захватить Приднестровье, действуя под «фальшивым флагом» Молдовы. Рекогносцировка уже проведена, тяжелое вооружение и живая сила стягиваются, - заявил российский военкор Семен Пегов.
Он ссылается на информацию высокопоставленных инсайдеров в Кишинёве, которые, сообщают о том, что президент Молдовы Майя Санду собирает закрытые совещания с депутатами парламента с целью убедить их публично выступить за участие Молдовы в боевых действиях против ПМР и размещенного там российского военного контингента.
Пегов называет готовящуюся операцию «Кровавая Майя» и утверждает, что Санду идет на нее «по приказу своих непосредственных кураторов - гражданина Германии Ханса Мартина Зига и американского политтехнолога Джейсона Смарта».
Посольства порядка десяти стран в Молдове попросили своих сограждан не въезжать в Приднестровье или вовсе покинуть регион, включая Молдову. Первыми это сделали США, Канада, Болгария, Франция, Израиль, Великобритания, Германия.
В ПМР более 200 тысяч имеют российское гражданство, 165 тысяч этнически русские. В случае если Украина, Молдавия и возможные союзники успешно реализуют военную операцию по демонтажу Приднестровья самой логике российской операции на Украине будет нанесен серьезный удар. А одна из заявляемых целей СВО на Украине – защита более 800 тысяч граждан России, проживающих на территории ДНР и ЛНР. И, скорее всего, никакого другого ответа кроме объявления войны у России в подобной ситуации не останется.
Необходимость или навязываемый страх?
Среди тех, кто давно «пропагандирует» необходимость объявления войны Украине и начала мобилизации – Игорь Стрелков. По его словам, наши противники уже завершают третий этап всеобщей мобилизации, и у них «есть ресурс 200-300 тысяч человек и техническая возможность (огромный поток самого различного оружия из Европы и США), чтобы не только поддерживать достаточную численность своих войск на фронте, но и создавать новые резервы».
США действительно, сделали ставку на затяжной конфликт, который истощит Россию. Общая сумма военной помощи американцев Киеву достигла 1,7 миллиарда долларов с момента начала Россией военной операции. И это только начало. Следующим этапом администрация Байдена готовит законопроект о передаче Украине военной помощи на рекордные 83 миллиарда долларов. Для сравнения, Россия в 2021 году потратила на военные нужды $62 млрд. То есть, нам предстоит сражаться не просто с нацистами и ВСУ, а всей финансовой и военной мощью США, которая будет регулярно поступать врагу.
Показательно, что США начали готовиться к длительной войне Украины с Россией еще до начала нашей спецоперации. Палата представителей Конгресса США одобрила «Акт о ленд-лизе в защиту демократии в Украине от 2022 года», существенно расширяющий возможности президента по военно–технической и финансовой помощи Киеву. Подготовлен и внесен этот документ был еще в январе.
В ближайшее время, к поставке на Украину готовятся танки M1A2 Abrams, боевые машины пехоты США M2A3 Bradley, самоходные артиллерийские установки M109A6 Paladin, реактивные системы залпового огня на колёсном шасси HIMARS, универсальная пусковая установка РСЗО M270 MLRS, передвижной норвежский ЗРК NASAMS 2, ЗРК Patriot, многофункциональные лёгкие истребители поколения F-16 C/D.
Впрочем, как заявил депутат Госдумы Олег Матвейчев, никакой необходимости объявлять мобилизацию в России нет.
- Путин не ввел даже пятой части российской армии для участия в этой спецоперации. То есть в ней принимают участие, насколько я знаю, порядка двухсот тысяч человек. Те, кто сейчас там участвуют, они вполне справляются с поставленными задами. Свежие силы, если какие-то небольшие подходят, то этого вполне достаточно. Напомню, наша армия – свыше миллиона человек. Нет необходимости никакой мобилизации абсолютно. Нужно к этому спокойно относиться, - заявил Матвейчев.
По просьбе «Блокнота» оценили возможность мобилизации россиян и другие эксперты. И, например, по мнению специалиста в сфере безопасности Александра Колесникова, заявления о мобилизации – это, скорее, вброс со стороны Запада.
- Обратите внимание: первые сообщения о якобы готовящейся мобилизации в России стали поступать со стороны западных стран и Украины. Ключевой месседж такого вброса, в общем-то, понятен: Западу и Киеву надо нагнетать побольше страха, вгонять россиян в атмосферу ужаса. Между тем, в России официальные лица категорически опровергают такой сценарий. Полагаю, что в мобилизации на сегодняшний день нет никакого смысла, - пояснил Колесников.