Такие магистрали уже строят в Индии, Канаде, Нидерландах, Великобритании.
В России могут появиться дороги из утилизированного пластика. Использование вторсырья при укладке асфальта предполагается новым проектом по переработке пластмассы и улучшению качества дорожного покрытия. Его разработали специалисты Управления дорог и транспорта Липецкой области.
Проект представят на форуме «Сильные идеи для нового времени», он пройдет этим летом, пишут РИА Новости со ссылкой на данные Национальной технологической инициативы (НТИ) — организация объединяет бизнес и экспертов, она была создана для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики.
«В Липецкой области нашли способ улучшить качество дорожного покрытия и при этом решить проблему с утилизацией и переработкой пластика. Для строительства асфальта специалисты предлагают задействовать смесь использованных пластмасс — измельченных и расплавленных пакетов, бутылок и упаковок для закусок, — сообщили в НТИ. — При этом возможны две разные концепции: частичная замена битума пластиком и модульные дороги из переработанного пластика».
В результате, как планируют эксперты, стоимость строительства дорог станет ниже, также уменьшатся расходы на их содержание. Кроме того, уменьшатся затраты на утилизацию мусора.
«При этом дорожное покрытие, созданное с использованием переработанного пластика, обладает повышенной прочностью и высокой водостойкостью, имеет хорошее сцепление, более устойчиво к воздействию машинного масла и топлива», — говорится в материалах проекта.
Как будет происходить процесс создания «пластикового» дорожного полотна: измельченный пластик смешивают и плавят при высоких температурах (около 170 градусов Цельсия), после чего добавляют в горячий битум. Такой материал позволит в два раза увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия, удешевит его производство, а также позволит уменьшить загрязнение окружающей среды.
Еще один вариант — создавать дороги из пластиковых модулей. Модульную дорогу укладывают на утрамбованный песок с помощью автокрана, это позволяет сократить сроки строительства до нескольких недель. Внутри модуля можно оставлять пространства для коммуникаций.
Уточняется, что для реализации проектов нужно внедрять технологии по сбору и сортировке пластиковых отходов, а также изменить законодательство.
Полностью пластиковые дороги тоже существуют. В Нидерландах в городах Зволле и Гитхорн есть две велосипедные дорожки, сделанные исключительно из отходов пластмасс. Она состоит из модульных элементов, изготовленных из пластмассовых отходов. По сравнению с обычными дорожками, пластиковые имеют легкий вес, более устойчивы и хорошо выводят дождевую воду за счет специальных внутренних пространств для этого.
Авторы проекта отмечают, что подобные технологии разрабатывают и в других странах мира, таких как Индия, Канада, Нидерланды, Великобритания. Например, в Индии компания, которая запатентовала эту технологию, построила 2 тысячи километров дорог из материала, на 8% состоявшего из пластика. Для строительства было переработано около 8 тысячи тонн пластиковых отходов. А в Канаде хотят добавлять в битум до 20% пластика.
В Индонезии дороги также строятся с использованием смеси пластика и асфальта, такие дороги, в частности, есть на Бали, в городах Сурабая, Бекаси, Макасар, Сураката и Тангеранг. В Великобритании испытывали строительство дорог с пластиком — на каждую тонну асфальта использовали 3-10 килограммов пластиковых отходов.
Также известно, что дорога из пластика есть в Пакистане. В декабре 2021 года километровый участок проспекта Ататюрка в Исламабаде был полностью покрыт пластиком — покрытие сделали из 10 тонн пластиковых бутылок, смешанных с асфальтом.
Кроме пластика при строительстве дорог используют и другие переработанные материалы — например, автомобильные шины. Из них получается резиновая крошка, которая в смеси с асфальтом образует более прочное, чем традиционное, и «тихое» дорожное покрытие. «Резиновый» асфальт уже применяют в Калифорнии, Аризоне и Флориде, в других штатах изучают потенциал такой технологии.
А в китайской провинции Шэнси дорогу построили из строительного мусора, 6 миллионов тонн отходов использовали как строительную подушку. Так китайцы сэкономили 3,4 млн кубометров песка, 32 тонны угля, а главное — 200 гектаров земли, которые бы потребовались для захоронения отходов. Получился участок дороги длиной 122 километра.
Более 160 миллионов квадратных метров дорожного полотна было приведено в нормативное состояние в РФ за 2021 год. Это рекордное количество за всю историю страны, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По данным профильных министерств, в 2022 году в России планируется построить и реконструировать 228 километров федеральных и 1598 километров региональных автомобильных дорог.
В то же время все мы используем пластик в нашей ежедневной жизни. По предварительным подсчетам, ежесекундно в мире создается около 20 тысяч ПЭТ-бутылок, а в минуту продается около миллиона. Ежегодно среднестатистический человек производит более 50 кг пластиковых отходов, большинство из которых составляют ПЭТ-бутылки и другие упаковки от продуктов питания, детали и элементы современного оборудования. Идеальным путем было бы давать им вторую жизнь, в том числе и в дорогах.
Ранее «Блокнот» рассказывал, что Европа захотела срочно создать собственную армию. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выпустил заявление, в котором указал, что «изменение конфигурации безопасности в Европе требует от ЕС больших усилий по самозащите, в том числе создания объединенных европейских вооруженных сил». По его мнению, на фоне событий в Украине «сейчас стало ясно, что Европа в опасности».