Олег Белозеров заявил, что РЖД пересмотрят тарифы на грузовые перевозки. Общественники всполошились: куда еще повышать? Вот только «миссия» нового руководства полностью противоположна.
На Восточном экономическом форуме 4 сентября новоиспеченный председатель «Российских железных дорог» Олег Белозеров заявил, что в следующие полтора года компания пересмотрит тарифы на грузовые перевозки.
- Мы поставили перед собой приоритетную задачу, прежде всего, уточнить наши тарифы. Мы понимаем, что на данный момент они уже несколько устарели, нуждаются в модернизации, и мы планируем в течение трех месяцев выработать серьезный новый концепт и новые тарифы - в течение полутора лет.
Разумеется, общественность и правозащитники тут же возопили: «очевидно», для чего пересматриваются тарифы, - государство хочет «содрать» с народа (в данном случае - промышленных компаний) побольше денег, - кризис, нефть дешевеет, надо инвестировать в новые регионы, те же санкции бьют по экономике только так.
Вот только компетентные лица придерживаются другого мнения, - Белозерова поставили на пост Якунина, чтобы как раз таки понижать, а не повышать. Не зря же бывшего главу РЖД отправили в отставку (конечно, по собственному желанию) из-за того, что он требовал от правительства новых и новых субсидий, а заодно завышал непомерно расценки на все - вплоть до пакетиков чая в пассажирских вагонах.
При этом снижение тарифов вовсе не означает, что все теперь «будет хорошо».
Прежде всего, разберемся, как формируется цена на те самые грузовые перевозки железнодорожным путем. Тариф регулируется государством через прейскурант № 10-01 от 2003 года (собственно, отсюда замечание Белозерова о том, что «система устарела»). Формируется из двух составляющих: инфраструктурной, которая как раз таки контролируется сверху, и вагонной или операторской, которая формируется по рыночной системе, так как вагоны РЖД предоставляют частные компании.
Инфраструктурная составляющая регулярно индексируется, кроме, разве что прошлого года, когда рост составил 0%, тогда как в 2015-м - уже 10. А вагонная, напротив, уменьшается, так как на рынке предложение превышает спрос, и представители бизнеса вынуждены снижать цены в рамках конкуренции. В сравнении с 2012 годом она упала почти в три раза.
В итоге стало фактически «неприлично», что подконтрольная государству часть настолько превышает запросы оператора, и Владимир Якунин, который вместо того, чтобы оптимизировать систему с учетом рыночных установок, продолжал повышать тарифы даже там, где с ж/д, к примеру, конкурирует автотранспорт, и требовать все новых и новых вложений из госбюджета, угрожая отставкой, в итоге получил свое, правда, не первое, а второе, - Путин его отпустил.
Именно такого мнения придерживается бывший первый зам главреда газеты «Гудок» и журнала «РЖД-Партнер», публицист Андрей Гурьев. Эксперт уверен, что раз полномочия по надзору за тарифами перешли в ФАС, та не даст монополии «паразитировать на гражданах», зато будет требовать снижения издержек и повышения эффективности работы.
- Этот прейскурант был составлен в 2003 году Иваном Бесединым (до недавнего времени начальник московского метрополитена, потерявший пост из-за катастрофы 22 июля 2014 года и вернувшийся в РЖД - ред.), который настаивал, что надо обеспечить «сходимость доходов». В итоге в документе многие ставки носят политический характер, - рассказал публицист, - к примеру, тарифы на перевозку угля ниже себестоимости, а для нефти - намного выше. Последние перекрывают убытки из-за первых.
- Анонсированное Белозеровым изменение тарифов, скорее всего, означает перераспределение с одних грузов на другие - где-то будут убавлять, где-то прибавлять. И в недрах РЖД уже давно готовится новый прейскурант, но результаты не будут обнародовать до последнего, - отмечает Гурьев. - Но принцип будет такой: каким-то образом перераспределить ставки, избавившись от убыточных, чтобы тарифы лучше отражали «платежеспособность» грузов. Против перекрестного субсидирования выступают и сами промышленники, удачливым из которых надоело платить за «неудачников».
Вот только упомянутым угольщикам и другим менее успешным промышленникам по душе действующие порядки. Поэтому через год-полтора нас ждут новые митинги и протесты. Новые тарифы будут критиковать политики и чиновники, придется вмешаться президенту. С одним, из сказанного Белозеровым, можно согласиться наверняка: «В отношении перевозок с Дальнего Востока эту работу ускорят».
Самое интересное:
В Челябинской области два поезда столкнулись из-за пьяного машиниста