Они не могли покинуть гавани из-за высокой минной опасности, а также угрозы обстрела ВСУ.
Иностранным судам, застрявшим в портах Украины, выделят гуманитарный коридор, сообщает министерство обороны России. Он откроется 25 марта и будет действовать ежедневно с 8 часов утра до 7 вечера.
Сейчас в украинских портах остаются заблокированными 67 судов из 15 стран. Они находятся в морских портах Николаева, Одессы, Очакова, Черноморского, Южного и других гаванях и не могут выйти «из-за высокой минной опасности», а также «угрозы обстрела вооруженными силами Украины».
«Для выхода иностранных судов из украинских портов в открытое море Российская Федерация создает гуманитарный коридор, который представляет собой безопасную полосу движения судов от района сбора, расположенного в 20 милях юго-восточнее порта Ильичевск», — цитирует РБК начальника национального центра управления обороной России Михаила Мизинцева.
В Минобороны уточнили, что протяжённость коридора — 80 морских миль в юго-западном направлении, ширина полосы движения — 3 мили.
Ильический морской порт находится в городе Черноморск Одесской области (Ильичевск — старое название города, он был переименован в 2015 году в рамках кампании по декоммунизации Украины).
Согласно порталу MarineTraffic, в порту Черноморска продолжают находиться ряд иностранных судов. В Минобороны России заявляли 12 марта, что экипажи этих кораблей используют как «живой щит».
«В заложниках у украинских неонацистов в качестве «живого щита» продолжают оставаться более 6900 граждан из 16 иностранных государств, а также экипажи более 50 иностранных судов, которые заблокированы в морских портах в связи с созданной Украиной в нарушение международного гуманитарного права высокой минной опасностью в Азовском и Черном морях», — цитирует Мизинцева телеканал «Звезда».
Мизинцев добавил, что речь идет о гражданах Азербайджана, Греции, Грузии, Египта, Индии, Ливана, Сирии, Турции, Филиппин, Ямайки и ряда других стран.
Ранее стало известно, что в западной части Черного моря у гражданских судов появилась опасность наткнуться на украинские мины. 19 марта в ФСБ России сообщили, что украинские ВМС установили у своих черноморских портов (Одесса, Очаков, Черноморск и Южный) 420 якорных мин. По информации ведомства, это старые мины, «произведенные в первой половине XX века». Из-за шторма часть мин оторвалась от тросов и стала дрейфовать. В ведомстве предупредили, что течение может унести мины в Босфор и моря Средиземноморского бассейна, а также напомнили, что установка незакрепленных якорями мин запрещена Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (была принята в 1907 году). Кроме того, по данным российских и турецких специалистов, минные поля были сформированы с грубейшими нарушениями и без составления необходимых карт.
Украина 2 марта объявила, что закрывает судоходство в северо-западном районе Черного моря, но границы закрытых районов не уточнялись.
Кроме того, по данным ФСБ, два гражданских судна подверглись обстрелу 24 февраля в Азовском море со стороны порта Мариуполь. Это корабли SGV-Flot, занимающееся перевозкой руды и нефти, и сухогруз Serafim Sarovsky. Ранее Россия приостановила судоходство в Азовском море в связи с проведением в его акватории антитеррористических мероприятий, но не все корабли успели покинуть акваторию.
Но военные морские преграды дополняются возможными западными санкциями для гражданских судов. Несколько стран ЕС заявили, что в качестве одной из санкционных мер рассматривают закрытие европейских портов для российских судов. В частности, об этом заявлял министр транспорта Литвы Марюс Скуодис. Также о возможном закрытии портов говорили и в США.
Эксперты полагают, что негативный эффект от таких мер будет существенным, но перевозчики со временем перестроятся и переформатируют логистические схемы поставки товаров. При этом с ограничениями перевозчики сталкиваются уже сейчас, так как проверки в портах ужесточились.
С опасностью конфискации столкнулись яхты, принадлежащие россиянам. Западные страны пообещали конфисковать активы некоторых российских миллиардеров, включая недвижимость, яхты и частные самолеты. Зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев заявил по этому поводу, что в этой ситуации многие российские бизнесмены оказались «без вины виноватыми».
«Давайте зададимся вопросом: а вообще хоть кто-нибудь из этого крупного бизнеса хоть в какой-то степени способен повлиять на малую толику, на йоту на позицию руководства страны? Вот говорю вам прямо: нет, никак», — уверен политик.
В Крыму заявили, что готовы предоставить убежище яхтам, которые массово задерживают западные страны.
«В рамках развернутой Западом антироссийской кампании начались массовые задержания российских яхт. Некоторые из них, спасаясь от беззакония, зашли в Черное море, — сообщил глава полуострова Сергей Аксенов. — Похоже, что западные страны возвращаются к своему привычному занятию — пиратству. Оно у них в крови».
Аксенов назвал такое поведение западных стран «беспределом». Он заверил, что на полуострове хватит места всем судам, нуждающимся в убежище.
Европейцы, между тем, отказываются платить рублями за газ. В Евросоюзе заявили, что их не устраивает «предложение» России о новом порядке рассчета за энергоносители. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что подобное решение является односторонним и нарушает контракт.
Самое интересное:
«Украина восстала против мобилизации»: жители страны жгут госучреждения и воюют с военкомами
«Падение городов Донбасса и плацдарм для захвата Купянска»: последние новости с четырёх фронтов СВО
«Популярность Зели резко упала»: большинство украинцев хотят отставки нелегитимного Зеленского