«Блокнот» пообщался с Ольгой, которая оставила на Родине родителей и любимого человека, и уехала в неизвестность.
С началом спецоперации за рубеж отправились не только многие селебрити, но и обычные граждане. Причем в отличие от первых простые люди не скрывают: поехали не на отдых, а решили переехать — на время или насовсем. Одним из «перевалочных» пунктов стала Турция. «Блокнот» пообщался с одной из переехавших, Ольгой Н., о том, как стали относиться турки к русским, что происходит в обменниках и работает ли за рубежом карта «Мир».
Ольга — графический дизайнер, работает удаленно. Раньше она часто ездила в Турцию и жила здесь по несколько месяцев. В декабре прошлого года она решила получить краткосрочный туристический вид на жительство, который дает право на длительное пребывание в стране. Документы сделала без проблем. Но потом ситуация вдруг резко поменялась.
— С началом всех событий на Украине русские поехали в Турцию. Вырос спрос на жилье, и из-за этого взлетели цены на аренду. Естественно, обычные турки, которые точно так же снимают квартиры и платят за коммуналку, не довольны, — говорит Ольга.
В среднем, цена на аренду «евродвушки» в Стамбуле варьировалась от 4000-5000 лир, или 24-30 тысяч рублей в месяц, в Анталии — и того меньше. Плюс коммунальные платежи и интернет — еще около 3 тысяч рублей. Сейчас, по словам Ольги, цены выросли вдвое, а хозяева стали просить оплату сразу за полгода, а то и за год вперед.
На основании долгосрочного договора аренды можно получить вид на жительство. То есть арендуешь квартиру на год или два, предоставляешь в государственные органы подтверждающие документы и на этом основании получаешь ВНЖ. Ольга говорит, это работало всегда, но сейчас стало очень много фиктивных договоров. Турок это беспокоит.
Россиянка говорит, что в закрытых «эмигрантских» чатах постоянно всплывает информацию о том, что турецкое правительство приостановило свободную выдачу ВНЖ для россиян.
— Вообще вот такая инфо была сегодня: Турция перестала выдавать россиянам туристический ВНЖ (по аренде квартиры). Но не только им, вообще всем, кроме украинцев. Причина — в исчерпании лимита на выдачу такого вида ВНЖ в Турции, — цитирует панические сообщения в русских чатах Ольга.
Сама Ольга считает, что турок беспокоит не большой наплыв русских, а то, что иностранцы отберут рабочие места. Или пополнят ряды трудовых нелегалов. ВНЖ, который можно получить по аренде, дает право находиться в Турции, но не работать. При этом в закрытых чатах постоянно обсуждают, как обойти закон, как и кем здесь устроиться.
— Все время мелькают эти объявления: массажисты, маникюрши, репетиторы, гиды предлагают свои услуги. Ни о каких сертификатах и тому подобном часто речи не идет. По закону, если иностранец устраивается в турецкую компанию, то все документы должен сделать ему ее владелец. Турки, как правило, не хотят заморачиваться. В итоге работники трудятся нелегально — в салонах или просто на дому, находя клиентов по «сарафанному» радио, — говорит Ольга.
Без знания турецкого языка легально в Турции устроиться на работу почти невозможно. Нелегалы обычно ищут себя в качестве парикмахеров и мастеров маникюра, обслуживающего персонала в отелях, фитнес-тренеров, репетиторов по языку. Часто встречаются и такие вакансии:
«Требуются девушки от 18 до 30 лет для работы в элитном ночном клубе. Высокая зарплата и хорошие бонусы!».
Нелегалам при этом предлагают минимальную турецкую зарплату — около 4,5 — 5 тысяч лир (около 25 тысяч рублей). С учетом необходимости снимать жилье выжить на такую сумму невозможно.
— У турок самих проблемы с работой. Они с удовольствием ждут иностранцев, которые будут здесь тратить, а лишние рты им тут совсем не нужны. Хотя относятся к русским скорее хорошо. По крайней мере, русофобии у местных нет, — говорит Ольга.
Турция с 1952 года является членом НАТО, но сами турки, по словам Ольги, говорят так: «Кому понравится, когда вражеские войска стоят прямо на пороге дома?», намекая на размещение военной техники НАТО у российских границ.
— Все мои знакомые турки — на стороне России. Бывает, в кафе или магазинах спрашивают, откуда я. Когда узнают, что из России, тут же говорят: ваш президент — молодец, он поступает правильно. Спрашивают, поддерживаю ли я его. При этом многие скачивают себе видео с обращениями Владимира Путина, и когда заходит разговор, в подтверждение своих слов достают телефон, показывают, объясняют, почему другого выбора у российской стороны не было, — рассказывает Ольга.
К украинцам относятся спокойно, но настороженно. Украинцев, как и русских, много. Некоторые ведут себя агрессивно.
— Я была с подругой в кафе. Только мы сели, к нам подошла женщина в возрасте и по-русски спросила: «Русские?». Мы ответили «Да». И она заорала: «Умойтесь, у вас лицо и руки в крови!». Судя по ее виду, она хотела броситься на нас, но персонал кафе вовремя подоспел и успокоил ее. Ни с кем другим иной национальности у нас не было никаких конфликтов, — говорит Ольга.
После этого случая девушка всерьез стала опасаться разговаривать по-русски рядом с теми, кто говорит на украинском языке.
— В конце февраля — начале марта узнать русских можно было по очередям к банкоматам. Сначала, когда еще работали карты (VISA и MASTERCARD — Прим. ред.), люди пытались снять все, что можно. Потом «лавочку» прикрыли. У кого на руках была валюта, побежали в обменники. Курс тогда был просто дикий, что-то около 120 рублей за один доллар и 15 рублей за одну лиру (На момент написания материала официальный курс доллара — 75,30 рубля, курс лиры — 5,17 рубля, — Прим. ред.). Люди все равно пытались менять все, что есть на руках, — рассказывает Ольга.
Что касается карт, девушка объясняет, что с ними сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, Турция оказалась в списке стран, где должны свободно принимать карту «МИР». С другой, на деле вышло, что «МИР» принимают банкоматы лишь нескольких банков.
— Я приехала с картой «МИР», сделала себе ее еще давно. Когда «отключили» другие карты, столкнулась с тем, что так просто, как говорят, ей здесь не воспользоваться. Во-первых, ее принимают только в трех банках. Во-вторых, как оказалось, не все банкоматы даже этих банков. При этом комиссии просто дикие. Карту приходится вставлять, бесконтактных банкоматов здесь почти нет. А я видела, как у женщины банкомат «зажевал» карту. Та сразу пошла в отделение, ей обещали все вернуть. Но чем кончилось дело я, естественно, не знаю, — говорит Ольга.
С картами UnionPay, как говорит Ольга, похожая ситуация.
По последним данным, туроператоры пообещали российским туристам беспроблемные расчеты по карте «МИР» в Турции. Но тем не менее, отправляясь на отдых, все же нужно будет уточнить, какие банки и какие отели подключены к приемке таких российских карт.
С конца февраля 2022 года в Турцию въехало несколько тысяч россиян. Страна не вошла список недружественных по отношению к России и не стала вводить санкции, в отличие от европейцев. Власти надеются, что в грядущем туристическом сезоне страну посетят не меньше трех миллионов отдыхающих из России (по сравнению с 4,7 млн в предыдущем году). Но тем, кто едет не во «все включено» на две недели, а на длительный срок в неизвестность обычные турки едва ли рады.
Ольга уверена, что Турция для россиян, решивших «сбежать», станет неким «перевалочным» пунктом. По разговорам, которые она слышала, кое-кто собирается в Европу. Многие задумываются о том, что стоит вернуться на Родину.
— Через месяц-другой, когда первые впечатления проходят, начинаешь скучать. Все кажется непонятным, чужим. Переписка и звонки не заменяют нормального общения, а новые знакомства — старых друзей. Мне тут нравится, но я не исключаю, что через несколько месяцев вернусь домой, — признается девушка.
В России у Ольги остались родители и молодой человек. Расставание было болезненным, ехать вместе с Ольгой он категорически не хотел. Пара решила дать себе время. Ольга считает, это будет проверкой для отношений. Но ответить с уверенностью на вопрос, дождется ли ее молодой человек, не может.
Стоит отметить, что Турция сейчас пытается активно участвовать в урегулировании конфликта между Россией и Украиной. Так, Турция выступила стороной, готовой принять делегации обеих стран для проведения переговоров. В итоге они состоялись в Стамбуле и оказались одними из самых продуктивных с начала спецоперации.
Тем не менее, пока рано говорить, что переговоры в Стамбуле могут привести к скорону заключению мирного соглашения , считает аналитик Михаил Нейжмаков. Переговоры будут продолжаться ближайшие недели, и, кроме того, не совсем ясно, как именно будет гарантирована реализация многих элементов мирного соглашения на практике. Также высказывания российских официальных лиц пока скорее свидетельствуют, что о скором завершении военной операции говорить преждевременно.
Что касается платежей, то в отличие от уехавшие россияне, которые предпочли остаться на Родине, приспособились жить без Visa и Mastercard — во многом благодаря тому, что страна подготовилась к возможным санкциям и платежи внутри страны осуществляются с помощью Национальной системы платежных карт. Доля операций по картам «Мир» в марте выросла — это связывают с эмоциями и оплатами с помощью телефона.
Фото предоставлены Ольгой Н.