Благодаря существенному численному превосходству на ряде участков фронта, ВСУ удалось потеснить нашу армию.
В течение полугода российской армии удавалось наступать, несмотря на то, что наши войска всегда уступали ВСУ по численности. В первую очередь, благодаря техническому и огневому превосходству ВС РФ. Однако, беспрецедентные по масштабам поставки военной техники из США и стран НАТО изменили ситуацию: сегодня технические возможности российской и украинской армии стали схожи. При этом у ВСУ по-прежнему сохраняется значительный перевес в живой силе. Многие эксперты считают, что в подобной ситуации для достижения целей СВО у России есть только один путь - проведение мобилизации. Без нее мы рискуем повторить историю русско-японской войны 1904-1905 гг.
Восьмикратное превосходство
Как заявил глава ВГА Харьковской области Виталий Ганчев, российские войска отвели с Харьковского направления для сохранения личного состава:
- Если говорить о той силе, которая была переброшена на контрнаступления украинской армии, она превосходила наши войска примерно раз в восемь, не меньше. Поэтому для сохранения нашего личного состава, я думаю, и было принято решение отходить, перегруппировываться, — сообщил Ганчев.
Он добавил, что ситуация на Харьковском направлении — сложная. В Купянске и Великом Бурлуке украинские военные ездят по улицам и расстреливают людей, снимая все на камеры.
Безусловно, на уровне руководства страны еще должны быть сделаны выводы о том, как Украина смогла обеспечить восьмикратный перевес на Харьковском направлении. О том, что там идет концентрация живой силы и техники неоднократно сообщали даже телеграмм-каналы, не говоря уже о разведке.
Но нельзя исключать и того, что у российского командования просто физически не было никаких резервов для переброски в Харьковскую область. По свидетельствам военных из зоны СВО, на сегодня недостаток пехоты ощущается, практически, на всех участках боевых действий.
Если ситуация настолько критична, что армия была вынуждена бросать танки и БМП, целые склады боеприпасов, а, самое главное, оставить на растерзание СБУ тех, кто поверил России и сотрудничал с ней, значит, вопрос пополнения частей и подразделений личным составом – более чем острый. И его необходимо решать в самые кратчайшие сроки.
Иначе, нам не удержать и другие регионы, включая Запорожье и Херсон. Более того, вместо освобождения ДНР и ЛНР, мы, в лучшем случае, сможем обеспечить оборону по линии разграничение на 24 февраля. А в худшем – получим результаты, схожие с русско-японской войны 1905 года. Аналогии с ней напрашиваются по целому ряду направлений.
Недооценка противники и нехватка живой силы
К началу той войны, Япония уже несколько лет непрерывно модернизировала свои сухопутные силы и флот по самым современным образцам Германии и Англии, закупала все виды вооружения и военных технологий у европейских держав. На Украине это процесс проходил в более сжатые сроки, но намного интенсивнее и масштабнее.
На момент начала войны с Россией Япония состояла фактически в прямом союзе с Англией, координировала с ней свои военные и дипломатические усилия, получала разведданные о положении дел в Петербурге от английской агентуры. Сейчас ВСУ помогают и британцы, и США, и вся разведка НАТО.
В ходе самой войны очень быстро обнаружился недостаток сил и средств армии и флота России, сконцентрированных на Дальнем Востоке. Точно так и сейчас: пока широкомасштабное контрнаступление ВСУ в Харьковской области вынудило российские войска оставить Балаклею, Купянск и Изюм, высшее командование на Дальнем Востоке проводило учения «Восток-2022» с танковым биатлоном.
Японская армия мирного времени насчитывала 180 тыс. человек. После мобилизации Япония могла выставить более 400 тыс. человек. С учётом резерва армия противника насчитывала 850 тыс. человек. А российская, хоть и превосходила ее по численности – до 1,5 млн человек, но уступала на Дальнем Востоке – там у нас было к началу боевых действий около 98 тыс. Да и те оказались разбросаны по Манчжурии, Забайкалью и Приморью.
То же самое сейчас. Наша армия больше украинской даже после тотальной мобилизации, объявленной Киевом. Но мы не привлекаем к боям регулярные части срочников. А контрактники и добровольцы в разы уступают числом ВСУ.
Также как и тогда высшее военное командование в России явно недооценивало военную мощь противника. Русский военный агент в Японии подполковник Генерального штаба Г. Ванновский, давал японской армии в 1900 г. следующую оценку: «она далеко еще не вышла из состояния внутреннего неустройства ... пройдут десятки лет, пока она усвоит себе нравственные основания, на которых зиждется устройство всякого европейского войска».
А накануне СВО у нас подобное говорилось об украинской армии. Предполагалось, что за считанные дни, в крайнем случае, недели операция будет завершена полным разгромом ВСУ и взятием Киева.
Стоит отметить, что к концу войны Россия сумела перебросить на Дальний Восток 200 тыс. солдат. Но, несмотря на то, что к тому времени Япония была сильно истощена, она победила – трудности России спровоцировали первую русскую революцию, и империя была вынуждена согласиться на поражение, сосредоточившись на внутренних проблемах. А ведь Запад и Киев делают сейчас ту же самую ставку на внутренний протест в России.
«Нет пехоты, чтобы наступать. Даже – чтобы обороняться»
Поэтому время играет вовсе не в нашу пользу. И все разговоры про то, что нам, мол, некуда спешить – это ложный посыл. Мы должны как можно скорее добиться победы!
Не случайно, большинство экспертов и военкоров настаивает: России необходимо в самые сжатые сроки увеличить численность вооруженных сил! Ликвидировать наше колоссальное отставание в пехоте. Как показала практика привлечение добровольцев, их явно недостаточно для решения столь масштабной проблемы. А, значит, у нас остается единственный путь – мобилизация.
Как пишет военкор Владлен Татарский, «именно сейчас руководство России будет вынуждено принять решение об отходе от прежней концепции, которой придерживалось полгода – о том, что армия воюет, а страна живет обычной жизнью. Вероятно, придется прибегнуть к мобилизации и переходить от специальной военной операции к реальной войне».
Он убежден, что России необходима мобилизация, как в ряды вооруженных сил, так – и мобилизация промышленности. Плюс – «немедленный удар всеми имеющимися, оставшимися, средствами по инфраструктуре Украинского Каганата».
Блогер Владислав Поздняков пишет: «Я ретранслирую крик души военных, которые сейчас на передовой и по совместительству являются моими подписчиками».
- Так вот, у нас нет пехоты не то, чтобы наступать, у нас нет пехоты даже чтобы обороняться! И если кто-то думает что группировка ВСУ остановится на харьковском направлении и, например, не пойдёт на Крым/ Белгород/Москву, то мы очень сильно заблуждаемся. Им больше не нужно по соседству враждебно настроенное государство! Либо мы их, либо они нас.
Поэтому, чтобы переломить ход войны, считает блогер, мобилизация просто необходима.
Сначала – оружие, потом - солдаты
Однако, авторы телеграмм-канала «ДШРГ Русич» считают: подобному процессу должен предшествовать период активных поставок в действующие части базового материального обеспечения. К сожалению, пока на различных выставках и форумах наши производители демонстрируют современные образцы экипировки солдат, включающие экзо-скелеты, в реальности на фронте наблюдается недостаток даже бронежилетов и касок. А тепловизоров, приборов ночного видения, БЛПА и других современных средствах разведки и наблюдения не хватает просто катастрофически.
- Армию надо было готовить. Нечего было начинать, если не могли победить, - сокрушаются авторы канала.
Они также отмечают, что если просто увеличить численность личного состава, на результатах боевых действий это не скажется:
- К сожалению, хорошо воюют только штатные корпуса. Мобилизованные, в лучшем случае (речь о призванных в ЛНР и ДНР- ред.) хороший поднос боекомплекта и эвакуация, - пишет телеграм-канал.
Военкор Андрей Руденко считает, что обеспечение армии – шаг номер один. Уже потом мобилизация и все остальное. Вначале требуется перевести на военные рельсы экономику.
С этим согласен Александр Ходаковский – экс-секретарь совета безопасности ДНР, ныне воюющий на фронте:
- Причина происходящего в первую очередь не в нехватке людей, а в безалаберном их использовании - то есть, в организации процесса. При сохранении такого подхода нехватка будет постоянной, сколько ни мобилизуй народа, а Россию захлестнёт волна похоронок при отсутствии нужного результата, что приведёт к серьёзному кризису…. Мобилизация экономики, общества, формирование народного ополчения из добровольцев, частичная мобилизация - специалистов по вусовским специальностям - ДА! Строевые части нужно наполнять теми, кто проходил в них службу ранее и имеет квалификацию. Только объяви всеобщую мобилизацию руками военных - начнётся такое, что вам и не снилось. Это будет мощный удар по стране, который она не выдержит….У меня в части людей меньше, чем мне хотелось бы, - но я испытываю главную трудность не в этом, а в том, что не могу часами найти позиции противника, с которых он по нам бьет. Не могу, потому что нет средств артразведки. Не могу, потому что их РЭБ не даёт мне летать. А если вдруг смогу - то у меня не хватит дальности их накрыть, или не хватит БК.
При этом Ходаковский считает, что сейчас сложилась такая ситуация, когда президента пытаются переубедить в необходимости мобилизации, влияя на общественное мнение:
- Я вижу, как некоторым хочется, чтобы президент принял это решение, и в ход идут агенты влияния, которые пытаются формировать мнение, что без всеобщей мобилизации мы не победим. Будьте осторожны: когда некомпетентные командиры погонят необученные толпы необеспеченных людей исправлять ситуацию - ничем хорошим ни в военном, ни в социальном смысле это не закончится, - убежден Ходаковский.
Частичная мобилизация, как общественный компромисс
А вот аналитик и политолог Сергей Марков предлагает, в какой-то мере, компромиссное решение. Да, мобилизация необходима, считает он. Но не такая, как на Украине:
- Будет частичная мобилизация. У нее возможно несколько направлений. В большей степени получит развитие та стратегия скрытой мобилизации, которая осуществлялась ранее. Речь о формировании добровольческих соединений в различных регионах России с выплатой существенного вознаграждения. Также, по всей видимости, необходимо больше задействовать те подразделения армии РФ, которые находятся в других регионах – логично, чтобы войска Дальневосточного военного округа не участвовали в показательных учениях, а были переброшены в Украину для участия в боевых действиях. Кроме того, могут быть организованы подразделения и проведена частичная мобилизация добровольного плана среди недавних отставников из силовых структур, среди них довольно много опытных офицеров достаточного молодого возраста, - считает Сергей Марков.
Также, по его мнению, необходимо провести «профессиональную» мобилизацию: IT-специалистов и медиков.
- В современной войне именно IT-технологии играют огромную роль, необходимо проводить кибератаки и выстраивать киберзащиту. Сегодня электронная техническая разведка играет особую роль. Их не нужно посылать в Харьковскую и Херсонскую область, можно посадить их в Белгородской области или даже в Подмосковье, и они оттуда будут заниматься разведкой, вскрывать военную активность противника. Логичной видится и частичная мобилизация медиков, поскольку военная медицина не полностью может справляться с пиковыми нагрузками, - поясняет эксперт.
Также, по его мнению, допустима частичная мобилизация для участия в деятельности обеспечивающей, а не боевой: работы в тылах и по поддержанию порядка на освобожденных территориях.
При этом Сергей Марков также настаивает также на мобилизация экономики:
- России нужно в режим 24/7 строить беспилотники, необходимо резко нарастить производство средств связи, а также средств индивидуальной боевой защиты, - объясняет он. В любом случае, Россия уже не сможет «замять» вопрос с Украиной. А ситуация складывается так, что мы или победим, или исчезнем. Американские политики уже вовсю призывают к «деколонизации» и «деимпериализации» России. Дальше всех пошел генерал-лейтенант США в отставке Бен Ходжес, который командовал американской армией в Европе. По его словам, истинная цель - это расчленить РФ на сто кусков и стравить их между собой в нескончаемых военных действиях.
А руководство Украины, которое еще в феврале-марте вело с нами переговоры, тоже настроено исключительно на войну. Как минимум, до «освобождения» Крыма и Донбасса. Хотя уже сейчас украинские лидеры настаивают на капитуляции России и выплате Украине репараций.