Протезов у заключенного ивановской колонии, осужденного на 7 лет, нет, так что есть приходится как собаке, лакая из миски, а помыться вообще никак.
Житель подмосковного Серпухова Александр Занединов отбывает наказание в колонии для инвалидов в Иванове. У молодого мужчины нет обеих рук и отбывание срока для него стало настоящим унижением и пыткой, потому что безрукому - ни поесть, ни помыться. Но тюремные медики и местные суды не видят основания для освобождения Александра. Они ссылаются на то, что в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания (утвержден постановлением Правительства РФ №54), нет строчки «ампутированные конечности».
Дикую историю рассказала журналист, правозащитник и член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Вера Меркачева. Правозащитник отмечает, что Занединов потерял обе руки в 13 лет, после нападения футбольных фанатов. Те просто вытолкали его из вагона, когда вместе с компанией болельщиков он возвращался домой с матча. Как рассказала гражданская жена Александра Кристина, тогда подросток чудом выжил: ему снесло полголовы. Было повреждено одно легкое, пришлось ампутировать обе руки. Знаменитый доктор Леонид Рошаль лично оперировал мальчика. Но выжил. Долго восстанавливался. А рядом всегда была мама, которая поддерживала и помогала. Благодаря своему упорству и маминой поддержке Александр получил высшее образование: стал психологом. Потом женился, родилась дочь. Но жена ушла, так что воспитанием девочки занимался вместе со своей мамой. А потом в его жизни появилась Кристина.
«Я сама психолог по образованию и скажу вам: он хоть и без рук, но очень хозяйственный и порядочный. Иные с руками, но, извиняюсь, без мозгов», - рассказала «МК» гражданская жена отбывающего наказание.
Она стала настоящими руками для Александра - кормила, мыла, одевала, поддерживала. Пока мама и жена были на работе, к инвалиду стали захаживать «друзья». То, что компания занималась наркотиками, секретом не было, только вот роль Александра во всем этом не была доказана. На суде заявили, что он делал «закладки», хотя как он их делал без рук, не уточняли. Так и выкатили срок, как «закладчику». И немалый - 7 лет в колонии строгого режима.
Как предполагает правозащитник Меркачева, правосудие, видимо, пыталось преподать наглядный пример преступникам, которые используют в своих целях инвалидов, что снисхождения не будет никому. Но похоже, что грань между такой «наукой» и пыткой в этой истории перешли, подчеркнула Меркачева. Судья дал понять, что из колонии Александр сможет освободиться по болезни, но потом.
После того, как приговор был зачитан и произнесена фраза: «Арестовать в зале суда», конвоиры растерялись: наручники надевать не на что.
В Ивановском ИК №5 Александр Занединов один «ампутант». Сотрудники колонии заверяют, что к нему приставили человека в помощь, но гражданская жена это опровергает. Единственная помощь человека, что тот приносит в ведре еду, но из ложки не кормит.
«Дело в том, что он мыться сам не может. А при отсутствии гигиены за несколько месяцев образуются раны. Смотреть на это невыносимо…» - рассказала Кристина.
Год назад тюремная врачебная комиссия вынесла заключение: у Александра отсутствуют заболевания, препятствующие отбыванию наказания. Формально они правы, в список не включены «ампутанты». Выходит, что осужденного с парализацией конечностей, с болезнями опорно-двигательной системы освободить могут, а вообще без конечностей - нет. Не хотят тюремные медики и доказывать, что ампутация обеих рук приравнена к параличу. Ссылаются на то, что Александру заказан протез, соответственно с ним функция руки будет восстановлена. Но протеза как не было, так и нет. Но даже если бы он появился, вряд ли он решил бы проблему заключенного: обслуживать себя Александр все равно не сможет. Но ни суд, ни тюремных медиков это не беспокоит.
Понятно, что тюрьма - не санаторий, но это же не пыточная. А для Александра Занединова она стала такой.
Ранее Министерство внутренних дел РФ запретило использовать наручники по отношению к женщинам, детям и обвиняемым в экономических преступлениях. Инвалидов в этом списке нет.