Михаил Каабак пояснил, что руководство НЦЗД сделало его работу невозможной, запретив использование любых препаратов, которых нет в аптеке самого центра.
Национальный медицинский исследовательский Центр Здоровья Детей Минздрава РФ понес сокрушительные кадровые потери: о своем увольнении объявил один из самых известных трансплантологов страны Михаил Каабак, специализирующийся на пересадке почек детям с низким весом.
Решение уйти с работы он объяснил «внутренней регуляторикой центра». По словам именитого хирурга, в НЦЗД стало «невозможно выполнять должностные инструкции с должным требованием безопасности для пациентов» и «безопасно лечить детей методом трансплантации органов. Каабак признался, что пока еще не знает, где будет работать в дальнейшем.
С 1 июня хирург взял внеочередной отпуск с последующим увольнением, написав и подав начальству соответствующее заявление. Он подчеркивает, что проблема не в нем, а в отсутствии возможности безопасно пересаживать детям жизненно важные органы из-за нарушения контуров безопасности в результате действия внутренних регуляторных актов.
«Внутренние регуляторные акты, распоряжения и приказы администрации таковы и противоречивы друг другу, что безопасно выполнять трансплантацию более невозможно. Началось все с февраля прошлого года, когда больница отказалась принимать препараты, бесплатно поставленные по международной программе, обосновывая это тем, что нет договора между поставщиком и больницей. С тех пор прошло 15 месяцев – договора по-прежнему нет», – рассказал Каабак.
По его словам, речь идет о препаратах для иммуносупрессии, значительно повышающих шансы на благополучное приживление пересаженных почек – и, в частности, расширяющих возрастные границы для выбора органов для трансплантации: например, почки от взрослых людей при приеме этих импортных препаратов можно пересаживать детям с массой тела менее 9 килограммов.
Хирург уточнил, что в апреле 2021 года руководство НЦЗД издало странное распоряжение, запретив сотрудникам использовать какие-либо лекарственные препараты, если таковых нет в аптеке самого научного центра.
Тем самым была фактически полностью остановлена программа сотрудничества с международными благотворительными фондами, не имеющими непосредственных договоров с больницей. Под запрет попали и медикаменты, предоставленные Минздравом РФ или купленные самими родителями.
Каабак добавил, что из-за исчезновения целого ряда лекарств из аптеки НЦЗД пациенты перестали обращаться за амбулаторной помощью, которую стало невозможно получить: поток детей, получающих обслуживание в амбулаторном режиме, сократился в 10 раз.
Хирург недвусмысленно заявил, что считает дальнейшее продолжение своей работы в НЦЗД невозможным, поскольку условия, в которые их с коллегами поставила администрация, превращают его в «соучастника убийства детей».
У трансплантолога и раньше возникали конфликты с руководством: так, в ноябре 2019 года скончалась годовалая пациентка НЦЗД Настя Орлова, не дождавшаяся операции по пересадке почки. Ее должны были провести еще в октябре, но отменили из-за отстранения Каабака с коллегами от работы. В тот раз хирурга вернули к работе по личному требованию тогдашнего министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой.
Несколько дней назад, 13 мая, из НЦЗД уволилась врач-хирург Надежда Бабенко. Причиной ее решения стала история одной операции по пересадке почки ребенку, на согласование которой с руководством центра ушло более 11 часов. Из-за этой же операции решил уволиться и Каабак.
Кроме того, Бабенко утверждает, что их с коллегами принуждали ввести прооперированному ребенку медицинские препараты, предназначавшиеся для другого пациента. «Меня заставили звонить маме другого ребенка и объяснять ситуацию. Мама просила этого не делать, потому что понимала: когда придет их очередь, лекарства она могут не получить», – рассказала хирург.
По словам Надежды, согласования по поводу пересадки органов нуждающимся в трансплантации детям – минутное дело, а «все остальное от лукавого». Установленные руководством центра нормы, при которых операциии откладываются из-за бюрократических препон, Бабенко назвала «танцами с бубнами». Хирург подчеркнула, что все эти «танцы» ни в коем случае не должны становиться причиной рисков для здоровья ребенка.
«Мы не можем с [Каабаком] работать по отдельности, потому что уже стали сплоченной командой», — заявила Бабенко, увольняясь. Она сказала, что собирается искать новое место работы, куда сможет перевести своих нынешних пациентов и продолжить наблюдение за ними.
В середине апреля родители детей, нуждающихся в пересадке почки, обратились в министерство здравоохранения РФ с требованием уволить руководство НЦЗД в полном составе, обвиняя чиновников от медицины в смерти четырех детей, скончавшихся из-за слишком долгих согласований трансплантации. В обращении отмечалось, что своими действиями администрация центра поставила под угрозу само существование уникального для страны отделения детской трансплантации органов под руководством Каабака.