За период пандемии количество жалоб граждан на доступность и качество медпомощи выросло вдвое.
Врач-онколог Илья Фоминцев перечислил проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются в больницах. Специалист считает, что самое распространенное явление – это то, что от пациентов предпочитают скрывать все возможности медучреждения. Кроме того, частенько люди сталкиваются с несоблюдением клинических рекомендаций и повышением сроков ожидания медицинской помощи.
Фоминцев возглавляет фонд, который помогает пациентам отстаивать свои права. В интервью изданию «Лента. ру» медик подробно рассказал, как быть россиянам, попавшим в медучреждение и не получившим должного лечения. Как уточняет сам Фоминцев, это необходимо, чтобы с пациентом ничего плохого не случилось.
Важным медик считает «ликбез» россиян в вопросах медицины. Это нужно для того, чтобы они могли правильно задавать врачам вопросы. Онколог уверен: врачам надо задавать вопросы, тем более, что они «не злыдни, которых воспитывали какие-то ведьмы». По его мнению, медицина начинает «шевелиться», когда пациент спрашивает грамотно.
«Они вообще не понимают, что с ними происходит, и им, собственно, часто и не до этого. Они полностью заняты выживанием, как и их родственники. Поэтому пациенты пассивны: «врачам виднее». А на самом деле правильно сформулированный вопрос может существенно сказаться на здоровье», - подчеркивает Фоминцев.
Так, к примеру, пациент приходит к онкологу с раковой опухолью, но даже не подозревает, что у опухоли есть много биологических подтипов (у рака груди, в частности, их 50). В зависимости от подтипов и назначается терапия. Потому пациентке необходимо задать на приеме вопрос: «Доктор, мне сделали тест на определение биологического подтипа моей опухоли? Я хочу понять, могу ли я получить такую-то терапию».
«Вот тогда все изменится. Доктор, думаю, сначала опешит, а потом задумается, что пора бы начать делать такие тесты. Многие тесты уже, кстати, делаются повсеместно, но многие до сих пор не делают», - объяснил врач.
Также необходимо интересоваться у медперсонала о скрытых от больных реальных возможностях лечебного учреждения. Фоминцев настоятельно рекомендует задавать следующие вопросы: «Какие варианты лечения помогут избежать вреда? Какая будет польза?».
Онколог признался, что не раз был свидетелем того, как от пациента скрывали реальные возможности медицины, потому что медучреждению это было невыгодно. Зато пациентам могут прописать ненужные процедуры, даже делают ненужные операции, потому что это выгодно клинике, уточнил доктор.
«Пациент должен знать вред и пользу в каждом конкретном случае. И он должен спросить: «Это точно мне полезно? А что вы скажете по поводу вот такого осложнения? А такого?», - говорит Фоминцев.
В таких случаях доктор вынужден будет ответить на все эти вопросы, подчеркнул глава фонда. При этом Фоминцев обратил особое внимание на ответ, который могут услышать больные на вопрос о вреде препарата, операции и др.
«Если доктор скажет, что ни у кого никакого вреда не будет — это должно вызвать настороженность, такого не может быть. Это отличный вопрос, который можно задавать в любой ситуации», - подсказывает врач.
В то же время Фоминцев призвал россиян не ждать от врачей чуда, что они смогут изменить медицину.
«Пациенты должны понимать границы возможностей в медицине с точки зрения не только хорошего, но и плохого. Должны знать, когда медицина уже бессильна. Это тоже нужно объяснять. И врачам это, конечно, поможет», - резюмирует онколог.
И еще на что обратил внимание Фоминцев - это на необходимость сделать акцент в здравоохранении на пациентов. Необходимо усилить роль пациентов, а сейчас чувствуется перекос в сторону бюджетодержателей, тогда как должно быть наоборот, отмечает врач. Вообще-то медицина существует для пациентов, а не сама по себе, напомнил коллегам Фоминцев.
Ранее на портале "Госуслуги" появился сервис, через который граждане России могут сообщать о проблемах с вызовом медиков, подключен на портале Госуслуг. На днях в "Блокнот" пожаловались родственники пациентов, лечившихся и умерших в больнице № 40 в Коммунарке.