Специалисты объяснили, почему у президентов их уровень антител отличается в разы.
Президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган померялись уровнем антител после вакцинации от коронавируса. Главы государств встретились в Сочи и обсудили в том числе и прививочную кампанию. Президенты поделились друг с другом, у кого какое количество антител к ковиду. Цифры оказались кардинально разными. Причем оба уверены, что уровень антител у них высокий. Как такое могло произойти, «Блокнот» выяснил у специалистов.
Владимир Путин, рассказывая турецкому коллеге о вакцинации, отметил, что у него антител «где-то 15-16». Эрдоган возразил, что «это очень низкий уровень» и с гордостью заявил, что у него их аж 1000. На что российский президент ответил, что эта разница не имеет большого значения из-за особенностей подсчетов. И вообще, Путин уверен в своем иммунитете. Ведь он сутки провел с инфицированным человеком и не заболел.
Как так получилось, что у Путина 15 антител, а у Эрдогана - тысяча? Специалисты, опрошенные «Блокнотом», солидарны с президентом РФ - разница не имеет значения. Подобного мнения придерживается врач-иммунолог, доктор медицинских наук, главный специалист Клиники Здоровья и Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Владислав Жемчугов.
— Подсчитывать уровень антител нет никакого смысла. Размер, как говорят, в этом случае не имеет значения. Иммунный ответ так устроен, что если нет микроба, то продукция антител уменьшается. Если нет врага, армия сокращается. Но остается память. Если будет новый контакт с аналогичным вирусом или микробом, то за сутки уровень антител возвращается к высокому и защищает человека, — считает Жемчугов.
По мнению специалиста, эти цифры никому не нужны и на них не нужно тратить время, подпитывая недобросовестные фирмы, предлагающие системы для измерения уровня антител.
— Я говорю об этом уже два года. Не нужно тратить зря деньги. В этом просто нет смысла. И я не хочу поддерживать этих производителей. Шумиха вокруг этого нужна только им, — убежден специалист.
По его мнению, нужно делать лишь качественные тесты, без определения количества. Проверять же антитела нужно лишь перед вакцинацией.
— Если человек хочет вакцинироваться, то нужно понять, болел он или нет. Для этого можно просто сделать тест на антитела. Если они есть, то можно год подождать, а потом вакцинироваться. После заболевания же нужно определить, болел ли ты именно коронавирусом или нет, потому что вирусов огромное количество, и они все похожи. Второй момент: если в семье кто-то болел, то важно определять, что это за заболевание. И это тоже можно определить с помощью теста на антитела. Они появляются примерно на 7-й день после заражения. Если они есть, то другие члены семьи тоже, скорее всего, заражены. Вот это профессиональный подход, а остальное — ерунда, — объясняет Владислав Жемчугов.
Проблема определения уровня антител не нова. Разница в тестах, о которой пообщались Путин с Эрдоганом, возникает часто при использовании различных тест-систем. Подробно ситуацию объясняет другой специалист — врач-аллерголог и иммунолог Владимир Болибок:
— В самом начале пандемии отсутствовал стандарт определения уровня антител. Его ВОЗ разработала только в июне 2021 года. После того как они опубликовали этот стандарт, все фирмы, которые выпускают тест-системы, обязаны калибровать свои тест-системы таким образом, чтобы ответ получался в определенных единицах. Единицы носят название BAU Binding Antibody Units) (переводится как «коэффициент связывающих антител» — прим.ред.). Пациенты, которые пользуются американскими тест-системами, каждый раз вместе с результатами пересылают коэффициенты перерасчета. То есть, если человек делал анализ с помощью этой системы, а затем в другой системе, то, применяя те коэффициенты, можно привести все к общему знаменателю — пересчитать в международные единицы.
Что касается российских вакцин, основной их производитель — Новосибирск. Есть еще ряд производителей, но они, к сожалению, никаких коэффициентов перерасчета не дают, ну или не доводят их до врачей. В итоге нет возможности сравнить.
В системе же, где хранятся данные о пациентах в электронном виде, вообще не указано, в какой тест-системе производились измерения. То есть данные, которые были год назад, нельзя сравнить с теми, которые есть сейчас.
Также нельзя сказать сейчас о том, какой уровень антител является достаточным. Это та проблема, которую сейчас пытается как раз решить мировое сообщество.
Заболеет человек или нет, зависит от того, какую дозу вируса он получит. То есть, чем больше концентрация коронавирусных частиц, тем, соответственно, больше вероятность заболеть. У тех, кто вакцинирован, это называется прорывная инфекция — то есть инфекция, которая прорывается через иммунитет просто потому, что слишком большая доза. Но даже в этом случае человек не погибнет, потому что уровня антител будет достаточно, чтобы с ней справиться, — отмечает Болибок.
Отметим, при встрече Путин также посоветовал Эрдогану ревакцинироваться российским препаратом. Но турецкий президент заявил, что уже воспользовался вакциной Pfizer. После этого президенты пожали друг другу руки.
Ранее «Блокнот» рассказывал мнение специалиста о том, почему вакцинация от респираторных инфекций редко полностью защищает от заражения. Вакцины, по словам эксперта, вызывают сильный иммунитет в легких, а не в носу, откуда респираторные вирусы начинают путешествие по организму. Мутации вирусов часто позволяют им легче проникать в клетки и более эффективно ускользать от иммунной системы, что затрудняет профилактику заражения и последующее лечение.