Пятая колонна в российской нефтянке: кто спровоцировал бензиновый кризис в воюющей стране

ОБЩЕСТВООбсудить в телеграм
Пятая колонна в российской нефтянке: кто спровоцировал бензиновый кризис в воюющей стране

Оптовые цены на бензин и дизтопливо 26 сентября снова выросли, несмотря на введенный правительством запрет на экспорт нефтепродуктов.

26 сентября оптовые цены на бензин в России внезапно начали расти. Хотя с 21 сентября в России введены ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива из страны. Эти меры стали кульминацией топливного кризиса, начавшегося в середине лета 2023-го. Хотя, как предупреждали в Госдуме, низких цен на бензин все равно не будет. Почему? Как мы оказались в подобной ситуации во время СВО? И кто в этом виноват?

В последние годы Россия регулярно сталкивались с топливными кризисами. И каждый раз им предшествует рост мировых цен на нефть. Казалось бы, что нам мировые цены: в России огромные запасы нефти. Проблема в том, что вертикально-интегрированные нефтяные компании (то есть, те, кто сам добывает углеводороды, перерабатывает, продает оптом на бирже и через собственную мелкооптовую и розничную сети) ориентированы в своем бизнесе на экспорт продукции. Чтобы понять соотношение того, сколько они оставляют в стране, а сколько – вывозят, достаточно взглянуть на июньский приказ Правительства РФ, которым в начале кризиса от ВИНК требовалось поставлять на российскую биржу не менее 13% бензина и 9,5% дизтоплива.

Цены на бензин растут, хотя производят его в России больше, а потребляют меньше, чем в прошлом году.

Да, бывает, некоторые компании превышают этот норматив. Но при первом удобном случае все равно гонят продукцию за рубеж. И это даже с учетом того, что с 2019 года в России введен механизм демпфера – то есть компенсаций ВИНКам «потерянных» доходов от продаж на внутреннем рынке. Когда они реализуют топливо внутри страны, государство выплачивает им «недополученную прибыль» от той, как если бы ВИНК отправили продукцию на экспорт. Фактически все российские граждане из своих кошельков выдают дотации тем, кто явно не испытывает существенных трудностей. И речь идёт о сотнях миллиардов рублей в год.

Но почему тогда ВИНКи настойчиво вывозят нефтепродукты, если разницу цен им компенсируют? Во-первых, потому, что при продажах за рубеж используются схемы, позволяющие дополнительно заработать на перепродажах нефтепродуктов и получить сверхдоход. Во-вторых, в условиях санкций и периодически возникающего на мировом рынке дефицита, ряд иностранных акционеров заинтересован в обеспечении своих национальных рынков топливом. В третьих, при дешевом рубле (а сейчас он именно такой) ВИНКам выгоднее получить оплату в долларах или евро.

Игорь Сечин, глава "Роснефти".

Ни одна из причин не связана с интересами России или ее населения. Скорее, напротив. Но чиновники федерального уровня регулярно «идут навстречу» интересам нефтяников. Даже сейчас, в воюющей стране, экономика которой напряженно борется с последствиями западных санкций – государство, а, точнее, ее отдельно взятые служащие, словно, заискивают перед нефтяным бизнесом.

Кто они – эти ВИНКи? Эксперты относят к российским к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям ОАО НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Газпромнефть», ОАО «Татнефть», ОАО НГК «Славнефть», ОАО АНК «Башнефть» и ОАО НК «РуссНефть». По состоянию на 1 февраля 2023 года из 37 введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих предприятий, ВИНКам принадлежало 25. По объему переработки доля вертикально интегрированных компаний еще больше, потому что у них в собственности крупнейшие предприятия.

Формально считается, что часть ВИНК принадлежит государству. Но, по факту, львиными долями акций даже в госкомпаниях владеют частные лица и корпорации, плюс - иностранные инвесторы. Скажем, британская нефтегазовая компания BP (ранее British Petroleum Company p.l.c. и BP Amoco p.l.c) по-прежнему остается акционером «Роснефти» с долей 20%. Ее пакет акций оценивается в $24 млрд. Она публично обещала его продать еще в феврале 2022-го. Но спустя год глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил: британская компания «по-прежнему с нами».

"Роснефть" реализует в Карском море совместный проект с американской компанией ExxonMobil.

А ведь Британия заморозила российские активы на $21 млрд. Но никто и не подумал поступить аналогично с BP. Вместо этого, английские воротилы бизнеса продолжают получать из нашей страны прибыль, которая формируется, в том числе, за счет получения бюджетного демпфера. То есть, мы как граждане, компенсируем недополученные на местном рынке доходы бизнесменам из страны, укравшей деньги нашего государства и активно поставляющей оружие Украине.

Много или мало зарабатывают на России представители вражеского государства? За 1 квартал 2023 «Роснефть» отчиталась о чистой прибыли акционеров в 323 млрд. руб. Значит, в год порядка 1,2 трлн. руб., из которых порядка 240 млрд. пойдут в карман британцев.

Владимир Богданов, генеральный директор и совладелец ПАО «Сургутнефтегаз».

Но даже при подобной системе компенсаций ВИНКи и их акционеры нередко ведут себя так, словно, это не они должны быть благодарны стране за возможность зарабатывать, а Россия – им. Все предыдущие «бензиновые кризисы» стали лишь поводом для того, чтобы нефтяные магнаты продавили через правительство РФ то или иное, выгодное им решение. И их подход не изменился даже сейчас, когда страна ведет СВО и сражается против оборонной мощи всего НАТО.

Правительство приняло пока единственное, относительно жесткое, решение об ограничении экспорта. Как только заговорили об еще одном способе стабилизации цен на нефтепродукты - введений заградительной пошлины на экспорт топлива - «нефтяные бароны» начали делать заявления, которые вполне можно отнести и к угрозам:

«Как механизм заградительная пошлина на экспорт нефтепродуктов на коротком отрезке может сначала привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен. Но последствиями затоваривания внутреннего рынка станут снижение эффективности НПЗ и, соответственно, уменьшение объёмов переработки. В результате подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив. Важно не разбалансировать переработку», – заявил глава «государственной» «Газпром нефти» Александр Дюков.

Александр Дюков, генеральный директор ПАО «Газпром нефть».

Кто не понял – это намек на возможные «контрмеры», которыми уже неоднократно пользовались наши ВИНКи. Они просто начинали «ремонт оборудования» на своих перерабатывающих предприятиях, снижали выпуск продукции, и это приводило к дефициту топлива на внутреннем рынке и росту биржевых цен.

И, судя по тому, как развиваются события, слова Дюкова - далеко не абстрактные размышления о ситуации на рынке. Уже 26 сентября оптовые цены на бензин в России внезапно начали расти. Цена на бензин АИ-92 прибавила 2,06 процента и достигла 56 595 рублей за тонну. Бензин АИ-95 подорожал на 1,27 процента, до 58 846 рублей. Летнее дизельное топливо поднялось в цене на 1,17 процента, до 61 559 рублей.

Наиль Маганов, генеральный директор и член Совета директоров ПАО «Татнефть».

Не секрет, что во многих регионах мелкий опт (продажи с нефтебаз) находятся под контролем подразделений тех же ВИНК: ОАО НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Газпромнефть». При возникновении дефицита на бирже именно они определяют сколько и по какой цене получат топлива независимые АЗС, которые составляют больше половины бензоколонок в стране. А это еще один рычаг к регулированию конечной стоимости топлива. Хотя именно независимые АЗС обеспечивают покрытие заправками большей части России. (ВИНК предпочитаю открывать свои заправки там, где они приносят гарантированный высокий доход, оставляя менее прибыльные и малонаселенные районы другим). И «независимые» сейчас несут колоссальные убытки, которые большинство фирм, скорее всего, не вынесет.

Приведет же это не только к росту безработицы в регионах за счет грядущих увольнений, но и тотальной монополизации розничного рынка при существенном сокращении его «физических» возможностей по продажам. То есть, факторов подстегивающих рост цен на топливо станет больше. Как и возможностей для манипуляций у ВИНК.

Если кто-то верит, что цены на бензин растут просто потому, что в стране сложился дефицит топлива, то вот цифры: в августе 2023 года производство бензина достигло 3,78 млн т, оказавшись на исторических максимумах за всю историю отрасли! При этом внутреннее потребление, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, составило 3,47 млн т — на 2% ниже потребления в августе 2022 года.

Вагит Алекперов — основной акционер «Лукойла», крупнейшей частной нефтяной компании России.

То есть, в России выпустили бензина больше чем раньше, а потребили – меньше. Но его все равно экстренно не хватает. Потому что, как только летом мировые цены на нефтепродукты выросли, трейдеры стали перенаправлять на экспорт партии, полученные ими от НПЗ для внутреннего рынка.

То есть, реального дефицита в России этим летом вообще не было! Речь может идти только об искусственно созданной нехватке топлива на внутреннем рынке ради получения сверхприбылей акционерами ВИНК. Воротилы нашей нефтянки без стыда и сомнений спровоцировали кризис в воюющей стране ради своих интересов.

Но госчиновники, курирующие топливный рынок в стране, словно, не видят очевидного. Скажем, первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин связал дефицит топлива с внеплановой остановкой Астраханского ГПЗ и девальвацией рубля. А глава Минэнерго Николай Шульгинов заявлял, что главными виновниками кризиса стали отдельные владельцы АЗС, которые намеренно закрывали их и тем самым подогревали спрос. Как они могли получить дополнительную прибыль, закрыв продажи, министр не уточнил.

Николай Шульгино́в, министр энергетики Российской Федерации.

А теперь представьте, что аналогичная ситуация сложилась бы в годы Великой Отечественной войны! Директора нефтеперерабатывающих заводов гонят топливо на продажу врагам, в стране не хватает бензина, а Наркомы рассказывают Сталину, что всему причиной заправка в Ташкенте, которую закрыли под надуманным предлогом. Судьбу таких руководителей легко представить. Вопрос в том, не пора ли применить схожие меры по отношению акционеров крупнейших ВИНК и покрывающих их чиновников?

Новости СВО: уничтожено важное депо под Киевом, Красноармейск поменял все, ВСУ сами загнали себя в котел

Солдаты-невидимки и размытые границы: Россия совершила военную революцию на СВО

На фронте СВО сложилась уникальная ситуация: в ближайшее время Россия может взять семь городов

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Стало известно какие богатства изъяли у Тимура Иванова и его жены

ОБЩЕСТВО

Среди прочего, экс-замминистра обороны РФ Тимур Иванов лишился особняка из «Мастера и Маргариты» и элитной квартиры в центре Москвы, принадлежавшей бывшей жене.

В Сирии готовится восстание: во главе мятежников -  экс-глава разведки Сирии и двоюродный брат Асада

В МИРЕ

Заговорщики финансируют военных и планируют отделить от страны регион алавитов.

Мистика, убийство или побег: главные версии пропажи Усольцевых, которых так и не нашли

ОБЩЕСТВО

Секретный маршрут или преступление? Вопросов, связанных с исчезновением семьи Усольцевых всё больше.

Дагестанец сравнил Махачкалу с Грозным и возмущён: почему его город выглядит так плохо на фоне столицы Чечни

ОБЩЕСТВО

«Блокнот» разобрался в цифрах: действительно ли, столица Дагестана имеет меньшее финансирование чем главный город Чечни.

Финансовый кризис 2026: банки России на грани из-за роста «плохих» долгов

Финансы

2,3 трлн рублей «плохих» кредитов могут обрушить российские банки в 2026 году. В мире тоже всё не просто.