Депутат Госдумы считает, что раз детьми «торгуют», значит в законодательстве недостаточно инструментов.
Суррогатная мама может родить ребенка исключительно российской семье, а детей на «вынос» за рубеж – под запрет. На этом настаивает вице-спикер Государственной думы Ирина Яровая.
«Россия не может и не должна быть страной с инкубаторами суррогатного материнства для иностранных граждан. Поэтому, конечно, в законе должна быть четко отфиксирована позиция, что суррогатное материнство допускается только по жизненным показаниям, по состоянию здоровья и только гражданам РФ», - цитирует ТАСС слова Яровой, сказанные ею в ходе онлайн-конференции сегодня. Представитель партии «Единая Россия» в парламенте требует ужесточить закон об охране здоровья в части суррогатного материнства. По убеждению Яровой, раз фиксируются случаи торговли детьми, соответственно, в законодательстве есть лазейки и недостаточно инструментария, чтобы положить этому конец, не превращая «решение для некоторых семей жизненно важного вопроса в плоскость криминала и абсолютно противоправного, циничного и бесчеловечного действия».
Депутата поддержала полномочный представитель Совета Федерации по взаимодействию с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Маргарита Павлова. Она тоже считает, что коммерческое суррогатное материнство в ряде случаев выглядит как торговля детьми.
Вопрос об изменениях законодательства в этой сфере периодически поднимался и ранее. В частности, еще в 2014 году тогдашний глава думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина говорила о необходимости пересмотреть Семейный кодекс. Речь шла о таких разделах, как разводы, суррогатное материнство, права родителей и детей.
Вопрос актуализировался после двух резонансных случаев. В январе 2020 года в поселке ВНИИССОК Одинцовского городского округа было найдено несколько младенцев, один из них скончался. В июне в московской квартире были найдены пятеро младенцев, вместе с ними в помещении находились две гражданки Китая.
Как позднее выяснили правоохранительные органы, дети были рождены суррогатными детьми на продажу (по 3 миллиона рублей за ребенка), однако из-за пандемии коронавируса и закрытия границ покупатели не смогли попасть в Россию за живым товаром.
Формально суррогатно материнство не противоречит российскому законодательству. Тем не менее, было возбуждено уголовное дело, арестованы врачи Тарас Ашитков, Юлиана Иванова, Лилия Панаиоти и Валентина Чернышова. Позднее также были взяты под арест Роман Емашаев, Кирилл Анисимов и Владислав Мельников, отправлена под арест Татьяна Блинова. Оба эпизода обнаружения младенцев были объединены в рамках одного уголовного дела.
Источник «Блокнота» в силовых органах рассказал, что вскрытие такой схемы для правоохранительных органов – большая удача. «Такие дела – крайняя редкость, скорее, экзотика. То, что силовики вышли на след, говорит о высоком уровне профессионализма».
Собеседник издания подчеркнул, что на сегодняшний день торговля людьми распространена по всему миру: «Суррогатное материнство – это очень большой бизнес, на нем зарабатываются сотни миллионов, если дело поставлено на поток». В то же время он отметил, что правоохранительные органы наверняка столкнутся с серьезными проблемами про сборе доказательной базы: «Тут все зависит от того, как юридически была оформлена «продажа» детей. Очевидно, что защита будет настаивать на то, что речь идет не о торговле как таковой, а о репродуктивных технологиях. При этом нельзя отрицать, что такое явление существует в современных реалиях».
Эксперт в сфере безопасности Александр Колесников в разговоре с «Блокнотом» предположил, что сторона защиты наверняка попытается представить историю как очередное «дело врачей».
«Между тем, торговля детьми, облеченная в форму суррогатного материнства, действительно существует. Подобными услугами, как правило, пользуются состоятельные люди. Собственно, в этом случае, похоже, именно так и было», - пояснил Колесников.
По его словам, проблема заключается в расплывчатом законодательстве, регулирующем суррогатное материнство. Так, в настоящее время отдельные вопросы, связанные с суррогатным материнством, как-то отражены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В указанном законе дано определение понятия «суррогатное материнство» и сформулированы требования к кандидатам в суррогатные матери.
Между тем, отметил эксперт, если попытаться разобраться с вопросами суррогатного материнства более детально, то можно обнаружить, что с правовой точки зрения эта тема практически не урегулирована. По этой причине, указал Колесников, существует довольно много правовых проблем, относящихся как к суррогатному материнству, так и к его договорному регулированию.
«В частности, неурегулированность такого вопроса суррогатного материнства, как вопрос об установлении отцовства и материнства в отношении ребенка, родившегося у суррогатной матери. Семейный кодекс содержит норму, в соответствии с которой супруги могут быть записаны родителями ребенка только с согласия суррогатной матери. Между тем, матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила. Налицо – довольно серьезное правовое противоречие», - отметил Колесников.
Надо сказать, что многие звезды шоу-бизнеса обращаются к суррогатным матерям. Максим Галкин и Алла Пугачева стали родителями, благодаря суррогатной матери.
Недавно о таком желании сообщила Яна Рудковская. 44-летняя продюсер считает, что сама уже не сможет выносить ребенка, но очень хочет дочку. А вот РПЦ отказывается крестить рожденных от суррогатной матери детей в младенческом возрасте.