Произведения поэта отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие.
Также 18 июля День органов государственного пожарного надзора РФ, День хозяйственной службы органов внутренних дел МВД РФ и Праздник иконы Божией Матери «Домостроительница», а также в этот день в 1925 году в СССР произведен первый полет на сферическом аэростате с научными целями, а в 1936 году стартовал розыгрыш первого Кубка СССР по футболу.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день советском и российском поэте Евгении Евтушенко. Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017) - поэт, прозаик, режиссер, сценарист, публицист, чтец-оратор и актер, был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
В 1961 году поэт прославился резонансной поэмой «Бабий Яр», на ее стихи написал симфонию Дмитрий Шостакович. После развала СССР Евтушенко переехал в США и издал собрание русской поэзии, но при этом не забывал о Родине и до самой смерти продолжал вести концертную деятельность в России.
Жизнь и творчество
Родился Евгений Евтушенко 18 июля 1932 года в семье поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко - геолога, актрисы, заслуженного работника культуры РСФСР.
В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью, при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 год, чтобы не получать пропуск, который положено было иметь в 12 лет.
Евтушенко учился в московских школах № 254 и № 607, где у него были в основном плохие отметки. Занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров. В 1948 году Евтушенко несправедливо заподозрили в поджоге школьных журналов, поэтому в 15 лет его исключили из школы. Так как после этого его никуда не принимали, отец послал мальчика с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан, где под его началом оказалось 15 расконвоированных уголовников.
Евгений Евтушенко начал печататься в 1949 году. С 1952 по 1957 год Евтушенко учился в Литературном институте им. А. М. Горького, однако был исключен за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил ее как юношескую и незрелую. В 1952 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому», - вспоминал Евгений Евтушенко. Заодно он был оформлен секретарем комсомольской организации при Союзе писателей.
Время второй половины 1950-х - начала 1960-х годов — стало периодом поэтического бума, когда большая популярность пришла в том числе и к Евтушенко. В то время новые стихи молодых авторов казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов предыдущей эпохи. Выступления поэтов собирали полные концертные и спортивные залы, а поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.
В последующие годы Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие и Евтушенко.
Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход.
Поэту не чужда тонкая и интимная лирика. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии, то адресовал их критически настроенной общественности («Бабий Яр» или «Баллада о браконьерстве»).
Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.
На посвященное Белле Ахмадулиной стихотворение Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит» была написана песня, прозвучавшая в кинофильме «Ирония судьбы или С легким паром!» (6+).
С 1986 по 1991 год Евтушенко был секретарем Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель».
14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, Евтушенко был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.
В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, Евгений Евтушенко уехал с семьей преподавать в США, где жил постоянно, при этом иногда приезжая в Россию.
Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США). Соболезнования выразили президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Критика
Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, в интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, поэт Иосиф Бродский крайне негативно отзывался о Евтушенко как о поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете — это не так все просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела».
Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочел… Какая бездарь! Оторопь берет. Мещанский Авангард <…> Жалкий какой-то Женя. Кокетка <…> В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущев, и Брежнев, и девушки…».
Однако, несмотря на критику, Евгений Евтушенко вошел в историю как один из наиболее талантливых поэтов-шестидесятников и оставил после себя богатое поэтическое наследие.
Самое интересное:
Пророчество или утечка? За три дня до удара РФ в сети вспомнили о композиции «Песняров» «Орешник»
Погасили Вечный огонь и устроили танцы на костях: как мигранты оскверняют в России память героев
Русскую культуру не отменить: в Минкультуры осудили смену национальности русских живописцев в Европе