Разброс в подорожании жилищно-коммунальных услуг в регионе составил за шесть лет от 4 до 77%.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут по всей стране. Определенная логика в повышении цен есть: дорожают энергоресурсы, себестоимость ремонта сетей и домов, повышается заработная плата сотрудников обслуживающих организаций. Плюс – постоянная инфляция. Тем не менее, обоснованность роста тарифов очень часто вызывает у людей вопросы. Особенно, когда в одном и том же регионе, как, например, в Самарской области, повышение цен на услуги разных компаний отличается не просто в разы, а даже – на порядок. Логика подсказывает: видимо, у кого-то в региональных структурах власти есть эффективные лоббисты, работающие не в интересах общества и жителей, а ради сверхприбылей отдельных поставщиков ресурсов. А как еще объяснить, что за несколько лет тарифы у кого-то выросли на 4%, а у кого-то – на 77%?!
Погрозили пальцем газу
Яркий пример – газ. Формально, тарифы за шесть лет увеличились на среднее для региона значение: 35-37%. Но при этом для очень многих жителей Самарской области в 2024 году цена газа выросла в несколько раз. Причина - выделение отдельной услуги по техническому обслуживанию газового оборудования (внутридомового и внутриквартирного). Предоставлять ее в регионе могут только шесть компаний: «Средневолжская газовая компания» (СВГК), «Самарагаз», «Газпром газораспределение Самара», «Сызраньгаз», «Юг-газ» и «Вымпелгаз». Эту почётную обязанность закрепили за компаниями в начале 2024 года.
При этом, согласно действующему законодательству, хозяйствующие субъекты самостоятельно устанавливают размер платы за услуги по техобслуживанию газового оборудования. Т.е., грубо говоря, как сами насчитали, так – и повысили.
Результат не заставил себя долго ждать: к ценам за газ, израсходованный плитами и колонками, многим жителям прибавили больше тысячи рублей. Что они получат за эту сумму? По личному опыту многих – формальный осмотр их газового оборудования.
Люди пишут в социальных сетях:
«Платили за ТО ВДГО в частном доме 71 рубль. Принесли квитанцию за три месяца на 2318 рубля. На сколько процентов подняли, нетрудно посчитать».
«Вообще обнаглели, ничего не делают от слова совсем. Дай бог, если раз в год приедут и проверят газоанализатором, и все, а то и этого нет. А вызываешь, самое большее, что они могут, — это перекрыть газ и опломбировать счетчик».
«Живу одна, платила 127 рублей за обслуживание, принесли квитанцию — 1005 рублей. Как жить, я на пенсии, плакать хочется».
«Вместо 78 рублей — 420 с копейками. Разница более чем в 5 раз. Совсем охамели и всяческий страх потеряли».
В итоге, даже губернатор Самарской области Дмитрий Азаров признал:
«Какая в сущности разница, какую «задолженность» выставляют частные газораспределительные фирмы за системно не оказываемые услуги жителям, не заключавшим никаких договоров и годами не видевших у себя дома слесаря? Любая сумма кроме ноля будет вызывать справедливое недовольство».
Итогом стало, как пишут местные СМИ, решение УФАС возбудить в отношении СВГК и «Самарагаз» УФАС дело о нарушении антимонопольного законодательства. Антимонопольщики считают, что фирмы могли навязать гражданам невыгодные условия договоров о техническом обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Ведомство пришло к выводу, что цены, установленные компаниями, не могут быть признаны экономически обоснованными. Также оказалось, что договоры компаний не соответствуют типовым нормам Минстроя России.
«Выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договоров о техническом обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Цены, установленные ООО «Средневолжская газовая компания», ОАО «Самарагаз» на услуги, превышают стоимость аналогичных услуг в Приволжском федеральном округе», — сообщили в региональном УФАС.
Впрочем, Михаил Смирнов, который является депутатом Самарской Губернской думы и генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в своем телеграмм-канале пишет, что никакого дела УФАС нет, а есть лишь предупреждение от антимонопольного ведомства:
«Получили от УФАС по Самарской области вслед за другими ГРО региона ожидаемое предупреждение о навязывании потребителям невыгодных условий договора в отношении бытового газового оборудования».
Ожидаемое? То есть, понимали, что действую вне рамок правового поля, но все равно пошли на это? Надеялись, что «проскочит»?
Кстати, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров считает, что дела УФАС все-таки завел:
«Понимая обеспокоенность людей, с начала года занимаюсь этой проблемой совместно с управлением Федеральной антимонопольной службы, инициировал проверку обоснованности принятых решений. ФАС уже возбуждены административные дела».
Итак, лишь после вмешательства губернатора Самарской области в ситуацию с ростом сумм в платежках за обслуживание газового оборудования, появился шанс на исправление ситуации. Но беда в том, что это – лишь малая часть тех странностей, которые происходят с тарифами в регионе!
Руководитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Алена Гаршина рассказала порталу 63.RU:
«Коммунальные организации Самарской области недовольны уровнем тарифов, которые устанавливают для населения. А мы не можем все пожелания заложить в тариф, потому что люди это не потянут. Ищем баланс. Коммунальные компании говорят, что маленькие тарифы, люди — что высокие. А мы ищем золотую середину», - объяснила Алена Гаршина.
И какую же «золотую середину» находят в ведомстве? За шесть лет тарифы на электроэнергию выросли в среднем на 50%. На капитальный ремонт – от 54% (для домов ниже 5 этажей) до 77% (для домов выше 5 этажей). На теплоснабжение и горячую воду (в зависимости от поставщика): от 33% до 52%. На питьевую воду – от 53% до 62%. На водоотведение – от 46% до 73%.
Золотое водоотведение
Кстати, о воде. Регион – волжский. Для целей хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения на территории области разведано 135 месторождений подземных вод. И это менее трети от прогнозных запасов.
При этом из городов с населением свыше 100 тысяч человек полностью обеспечивается подземными водами только Новокуйбышевск. Тольятти и Сызрань имеют смешанное водоснабжение, но основная доля в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения в этих городах приходится на подземные воды, которые составляют соответственно 79,3 % и 98,3 %.
А вот водоснабжение Самары базируется преимущественно на поверхностных водах р. Волги, доля подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет только 12,9%. Проще говоря, воды в регионе с избытком.
Но посмотрим на цены для населения. ООО «Самарские коммунальные системы» (дочернее предприятие РКС) миллиону своих потребителей продают питьевую воду по 44,88 руб. за 1 куб. Водоотведение стоит по-разному: у тех, с кем работают СКС – 25,52 руб. за 1 куб. А у компании «Водные технологии» – существенно дороже - 43,1 руб.
Для сравнения в таком же «водном» волжском регионе – Нижнем Новгороде питьевая вода стоит за кубометр для населения от 23, 44 руб. за 1 куб. А водоотведение – 19,13 руб. за 1 куб.
Можно сравнить с еще одним крупным городом – Воронежем. Там вообще всю питьевую воду получают из подземных запасов. Но стоит она почему-то дешевле, чем в Самарской области – 31,49 руб. за куб. Как и водоотведение – 31,72 руб. за куб.
Почему так? Валовой региональный продукт Самарской области превысил по итогам 2023 года 2,5 трлн рублей. Нижегородской – 2 трлн. руб. Той же Воронежской – только 1,5 трлн. руб. Получается, в производственном и промышленном плане Самара впереди, но себестоимость извлечения воды (во многом, напрямую из Волги), как и водоотведения, выше? Ведь именно реальная себестоимость услуг должна служить точкой отсчета при установлении тарифов!
Или с себестоимостью все в порядке, и просто местные лоббисты нашли в кабинеты чиновников более протоптанные дорожки, чем в Нижнем Новгороде и Воронеже?
Бизнес-проекты за счет жителей
Среди официальных объяснений причин роста есть и такая: «тарифы растут в том числе, потому что в них включаются производственные и инвестпрограммы. На ремонт, на модернизацию и даже на строительство новых объектов и заводов».
Но с этим далеко не все так просто. Например, в Самаре 15 апреля приступили к замене теплосети. Тонкость в том, что средства на это выделены по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Схожая ситуация была с возведением водогрейной котельной «Т Плюс». Инвестиции в нужном объеме были получены из фонда содействия реформированию ЖКХ. То есть, и там, и там - из федерального бюджета. На это не требуется собирать дополнительные средства с жителей. Получается, что в рамках модернизации и строительства объектов, коммунальщики одной рукой берут деньги у государства, а другой – залазят в карман к жителям?
К тому же, есть важный этический вопрос: почему жители должны в обязательном порядке финансировать бизнес-проекты в сфере ЖКХ? Разве они станут их акционерами? Или получат скидки на оплату предоставляемых услуг? Новые объекты останутся в собственности коммерческих структур, и будут приносить им прибыль. Почему же тогда не использовать, как все остальные, привлечение кредитов? Наверное, потому, что, оплачивая проценты банку, бизнес получит меньшую прибыль, чем если просто повысит тарифы?
Конечно, представители коммунальных компаний могут много рассказывать, что у них просто нет другого пути, как только собирать деньги на новые проекты с населения. Но ведь опыт той же Самарской области показывает – это не так!
Скажем, руководитель Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области Алена Гаршина рассказала об увеличении мусорного тарифа в Самарской области:
«В течение четырех лет мы не повышали тариф. Но регоператор каждый год подавал заявку. Последняя была как раз на 2023 год. Компания попросила поднять тариф на 225%, то есть с 598 до 1344 рублей. Да, они всё обосновали. Но тариф мы подняли на 4% — до 622,07 рубля. Ведь нужно понимать, сколько потребитель готов заплатить за такую услугу. Выбираем между желаемым и тем, что можем себе позволить, — объяснила Алена Гаршина.
Это при том, что за пять лет рост внутренних тарифов операторов по обработке и захоронению в Самарской области (т.е. тех, что платят они сами) составил 170%. Получается, отрасль давно работает в убыток, но это Департамента ценового и тарифного регулирования не смущает. В чем же причина?
Логично предположить, что у мусорщиков просто не нашлось своих лоббистов в Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области или где-то повыше. Тогда как у газовых компаний, у поставщиков воды, тепла и электричества лоббисты сработали успешно.
Вопрос в том, как государственная власть в регионе открыто позволяет себе принимать важнейшие социально-экономические решения, исходя из уровня влияния представителей той или иной отрасли? Разве правительство и его департаменты не обязаны действовать, исходя из реальных, экономически обоснованных потребностей той или иной компании, а не позволять себе субъективизм, последствия которого напрямую бьют по карману жителей Самарской области? Пока же ощущение что тарифы в регионе формируют лоббисты, руководствуясь сугубо собственными интересами.
Последние новости Самары сегодня и новости о происшествиях в Самаре читайте здесь, на БлокнотРУ
#Самара
#Новости Самары
#Происшествия в Самаре сегодня
Самое интересное: