Алексей Еремеев. Фото с его страницы в "Одноклассниках"
Если бы следствие отправило Алексея Еремеева в СИЗО, 35-летняя Анастасия Пыхтеева была бы жива и вернулась к маленькому сыну.
Скандальными подробностями обрастает дело об убийстве пермской туристки в окрестностях города Нижние Серги Свердловской области: оказывается, на момент совершения преступления обвиняемый был в розыске, потому что сбежал из-под домашнего ареста. А посадили его туда, потому что он проходил по делу об изнасиловании несовершеннолетней.
У читающих новости россиян все чаще возникают вопросы о том, по какому вообще принципу иногда избираются меры пресечения. Как раз на днях прогремел скандал с побегом из Басманного суда уроженца Таганрога Андрея Бережного: ранее он был оправдан по делу об убийстве гомосексуалиста, потом приговор отменили, а его почему-то оставили под подпиской о невыезде. Мужчина три дня скрывался в квартире друзей, пока его не поймала полиция.
Алексей Еремеев, обвиняемый в убийстве 35-летней пермской туристки Анастасии Пыхтеевой, не должен был иметь даже саму возможность его совершить. Некоторое время назад он был обвинен по статье «Покушение на насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней» и посажен под домашний арест.
Но 20 мая стало известно, что мужчина скрылся в неизвестном направлении. Соседи рассказали, что он все время сидел на балконе, смотрел на улицу и «очень хотел гулять».
В крошечном городе его хорошо знают и побаиваются. Местные жители рассказывают, как в начале 2000-х возле санатория неподалеку пропала девушка по имени Елена Комлева. Ее сильно разложившееся тело потом нашли в лесополосе, и хотя было ясно, что она стала жертвой убийства, никаких ниточек для следствия экспертиза не дала. В расправе над ней изначально подозревали Еремеева, но доказательств не было.
Квартира, в которой сидел Еремеев, принадлежит его матери, и она живет там же. Когда журналисты приехали в Новые Серги и попытались с ней поговорить, женщина отказалась, заявив, что она гостей не ждет.
В какой-то момент Еремеев собрался, ушел в лес, построил там шалаш и поселился в нем. Как там же оказалась 26-летняя Ольга Васева, история умалчивает, но между ними явно завязались теплые отношения. Уральские СМИ предполагают, что они могли познакомиться в соцсети «Одноклассники», где у Еремеева есть аккаунт. Сейчас женщина тоже проходит по делу об убийстве туристки, но обвинения ей (во всяком случае пока) не предъявлены.
Уральские СМИ заинтересовались вопросом о том, почему Еремеев, которого подозревали в покушении на изнасилование девочки, сидел не в СИЗО, а дома. Оказывается, это обычная практика. По словам адвоката Сергея Колосовского, обвинение и статья, по которой оно выдвинуто, – это «всего лишь предположение следствия», а суд, выбирая меру пресечения, исходит из того, способен ли обвиняемый «воспрепятствовать следствию». C 1997 года, согласно решению ВС РФ, тяжесть вменяемой фигуранту статьи сама по себе не является основанием для ареста.
С другой стороны, нельзя сейчас не думать о том, что если бы Еремеева по делу о покушении на изнасилование отправили в СИЗО, Анастасия Пыхтеева осталась бы жива и вернулась к сыну и мужу.
Она приехала в Нижние Серги в конце мая – планировала повторить путешествие, которое уже совершала в прошлом году. Женщина оставила свою машину возле плотинцы водохранилища, куда должна была потом вернуться на байдарке, и вместе со снаряжением, пересев на другой транспорт, добралась до начала своего маршрута выше по течению.
О начале сплава Анастасия сообщила родным по телефону. Ее возвращения дома ждали муж и маленький сын, через несколько дней предстояло выйти на работу. К машине она изначально планировала вернуться 30 мая – и сразу выехать домой. Но этого не произошло. Пыхтеева перестала выходить на связь. Родные забеспокоились и обратились в полицию.
Автомобиль туристки быстро нашли. Собрав данные о ее маршруте, начали искать лодку и очевидцев.
Какие-то походники вспомнили, что видели Анастасию на привале: она причалила к берегу и разбила временный лагерь, собираясь ночевать. Поначалу те, кто занимался поисками, исходили из того, что произошел несчастный случай.
Но вскоре полиция выяснила, что кто-то расплачивается банковской картой Пыхтеевой в магазинах города Нижние Серги, который она благополучно покинула на байдарке. Просмотр записей камер видеонаблюдения в торговых точках показал, что некая женщина покупала алкоголь, продукты и косметику на средства Анастасии – и это явно была не она сама.
Полиция оперативно вышла на подозреваемых. Была распространена ориентировка на платившую картой туристки Ольгу Васеву и ее «спутника», которого к тому времени и так разыскивали.
В магазине при АЗС, где Васева в очередной раз платила карточкой убитой туристки, их с Еремеевым узнали и пытались задержать, но мужчина достал нож и, угрожая им окружающим, вместе со своей подругой покинул торговую точку.
Вскоре их обоих задержали возле того самого шалаша, который сбежавший из-под домашнего ареста мужчина построил в лесу. По стечению обстоятельств, первый привал Пыхтеевой оказался рядом с этим «жилищем», и ее появление натолкнуло Еремеева на мысль об ограблении.
Когда к его шалашу вышли полицейские, Еремеев, вместо того чтобы сдаться, натравил на них свою немецкую овчарку. Сотрудникам МВД пришлось применить табельное оружие: сначала они сделали предупредительный выстрел, а когда хозяин так ее и не отозвал, вынуждены были застрелить животное.
Уже будучи в наручниках, Еремеев упорно отрицал, что вообще видел туристку, хотя, когда его задержали, он сидел в ее палатке, которую забрал после убийства вместе с другими личными вещами жертвы.
Труп туристки потом был найден в местечке Оленьи Ручьи, в пяти километрах от магазина, где Васева расплачивалась ее картой.
Мужчина ранее был судим по разным статьям УК РФ, в том числе провел в колонии восемь лет за разбой.