Российская авиация давно использует различные стелс-технологии.
В США представили новейший стратегический бомбардировщик. Военно-промышленная корпорация Northrop Grumman показала бомбардировщик B-21 Raider, созданный по технологии «стелс». То есть это малозаметный самолет нового поколения.
Презентация B-21 прошла на заводе в штате Калифорния, на неё даже пригласили министра обороны США Ллойда Остина. Тот заявил, что это историческое событие, так как производитель позиционирует новую модель как единственный в мире самолёт шестого поколения.
«Мы представляем возможности нового поколения бомбардировщиков. И вместе с этим самолетом презентуем и следующее поколение «стелс», разработанное для ВВС США для решения самых сложных задач, — заявила на презентации гендиректор компании-производителя Кэти Уорден. Американские военно-воздушные силы будут сдерживать и устранять угрозы в любой точке мира в условиях меняющейся окружающей среды, а оперативное внедрение новых технологий обеспечит готовность B-21 опережать угрозы».
Что известно о новом бомбардировщике? Летательный аппарат обладает дальним радиусом действия, значительной бомбовой нагрузкой, малозаметностью и способен нести как обычные боеприпасы, так и термоядерное оружие. В США самолет уже обозвали «королём всех стелсов», его помпезно пиарят и рекламируют, хотя показан только единственный опытный образец, а первый испытательный полёт запланирован на 2023 год.
Разработку перспективной машины начали в 2014 году, а свое официальное обозначение будущий бомбардировщик получил в 2016-м. Было заявлено, что он будет напоминать Northrop B-2 Spirit и разрабатываться на основе существующих, хорошо зарекомендовавших себя, технологий. Сборку первого лётного образца начали в 2019 году. Первый полёт должен был состояться в 2022 году, но его перенесли на 2023-й.
Кроме B-21, в США еще пять бомбардировщиков такого типа находится на разных стадиях производства. Технология «стелс» позволяет делать самолёты менее видимыми. Достигается эта «малозаметность» различными способами: с помощью специальных геометрических форм транспортного средства, использования радиопоглощающих материалов и покрытий, других технологических особенностей. Всё это заметно уменьшает радиус обнаружения самолёта.
В случае с B-21, самолёт должен быть еще на 20% менее заметным, чем его предшественники. Бомбардировщик имеет четырёхлепестковую форму фюзеляжа. Размах крыла составляет 50 метров, длина самолёта — 20 метров, высота — 5 метров. Максимальная дальность полёта новинки — порядка 11 тысяч километров, максимальная высота — 15 тысяч метров. Крейсерская скорость B-21 Raider составит 750 км/час, при этом самолёт сможет разогнаться и до 1000 км/час.
«Он может справиться с чем угодно: от сбора разведданных до управления боем и интеграции с нашими союзниками и партнерами», - отметил на презентации Ллойд Остин.
По разным данным, стоимость одного B-21 Raider — от 500 до 750 млн долларов. При этом на саму программу создания самолёта уже потратили порядка 50 млрд долларов.
По данным на 2022 год, ВВС США планируют приобрести по меньшей мере 100 стратегических бомбардировщиков B-21 Raider. Правда, произойдет это не скоро — не раньше чем в 2026 году.
Стелс-технологиям в самолётостроении уже много лет. Первым самолетом, в котором намеренно использовались принципы работы стелс-технологии (радиопоглощающее покрытие, особая форма), стал самолёт-разведчик SR-71 Blackbird. Затем эти технологии были применены при создании истребителя-бомбардировщика F-117 Nighthawk. После этого был создан стратегический бомбардировщик- «невидимка» B-2 Spirit. Следующими стали истребители F-22 Raptor и F-35. Есть разработки не только у США, но и у других стран мира.
Российская авиация тоже давно использует различные стелс-технологии. Например, среди таких моделей сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой стреловидностью крыла или модернизированный МиГ-29, при изготовлении которого используются радиопоглощающие покрытия.. В этом же ряду российские истребитель-бомбардировщик Су-34, его более тяжелый собрат Су-35С, а также летающая лаборатория Су-47.
И, конечно, России есть что противопоставить заморским разработкам. Самым современным (из тех, что были публично показаны) у РФ является многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57. Серийное производство истребителя было запущено летом 2019 года, сейчас он уже стоит на вооружении ВС РФ.
Эта модель — одна из самых высокотехнологичных и грозных в мире. Истребитель обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками и оснащен передовой электроникой. Зарубежные СМИ уже назвали его «темной лошадкой».
Благодаря интеграции с наземными и спутниковыми системами экипаж истребителя не только получает всю необходимую информацию практически в режиме реального времени, но и управляет сложнейшими электронными системами, вооружениями и армией беспилотников.
В октябре этого года стало известно, что Су-57 был модернизирован, состоялся первый полёт обновленного истребителя. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) тогда отметили, что полёт модернизированного Су-57 прошел без замечаний и длился 56 минут. В ОАК тогда добавили, что также испытывают на Су-57 «комплекс бортового оборудования с расширенным функционалом, интеллектуальной поддержкой экипажа и возможностью применения широкой номенклатуры новых типов вооружения».
Ранее «Блокнот» рассказал, должно ли государство помогать зарабатывать тем, кто сбежал от мобилизации, но трудится дистанционно в России. По разным оценкам, в течение 2022 года Россию покинуло порядка 1 млн человек. Где-то половина из них выехала после начала мобилизации. При этом значительное число беглецов – в том числе, дезертиров – продолжают работать на удалёнке в российских компаниях.