Правительство намерено законодательно ввести «запрет на профессию» для отдельных категорий россиян и мигрантов.
Госдуме предстоит рассмотреть ряд корректировок в законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Трудовой Кодекс РФ. Их общая суть в установлении запрета лицам с непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления работать в такси и заниматься пассажирскими перевозками.
Законопроект предусматривает, что индивидуальные предприниматели – если они хотят возить пассажиров легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями - будут обязаны предоставлять в регистрирующий орган справки о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования. Либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Также вводится обязанность работодателя по отстранению от работы сотрудника, трудовая деятельность которого непосредственно связана с пассажирским транспортом, в случае получения от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления по тяжким статьям.
Действие этой нормы будет распространяться, как на граждан России, так - и на мигрантов из ближнего зарубежья. При чем, для иностранцев засчитывается судимость и в нашей стране, и на родине.
Идею установления такого запрета озвучил еще в сентябре 2017-го Владимир Путин и дал соответствующее поручение. В том году в Москве за одну неделю августа были выявлены водители легковых такси, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за убийство – 9 человек , захват заложников – 2, изнасилование и насильственные действия сексуального характера – 5.
Понятно, что гражданам не очень хочется садиться в один автомобиль с преступниками. Но законопроект в этом плане разграничил правонарушителей на потенциально опасных и «белых-пушистых».
Нельзя водить такси или троллейбус тем, у кого есть неснятая или непогашенная судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.
То есть, скажем, нацистов, убийц, педофилов и оппозиционеров, будь они из Беларуси, Средней Азии или Москвы, за штурвал трамвая не пустят. А вот ворам и мошенникам в праве стать таксистами не откажут.
Не все гладко и в синхронизации «тяжестей» преступлений между странами. Например, в ряде государств-соседей вообще нет статьи в УК об организации террористического сообщества и участии в нем. Или, скажем, в Кыргызской Республике за истязание дают максимум 2 года, в Республике Беларусь - 5 лет. И тяжким в этих странах такое преступление не считается.
Кроме того, авторы документа упускают важный факт, что в подавляющем большинстве городов таксистами работают вовсе не ИП, официально купившие патент на данный вид деятельности. Крупные компании набирают людей, оформляя их водителями за 10 минут через установку приложения. При этом в объявлениях о поиске кадров часто подчеркивается: машина не будет числиться в такси.
Таким образом, проконтролировать, работают ли насильники и убийцы таксистами у правительства или МВД не получится. А вот в объявлениях о найме после принятия закона вполне может появиться дополнение «Справка о судимостях не требуется». И привлечет этот пункт в первую очередь не преступников, а - обычных граждан. Потому что, как известно, в России любая дополнительная справка – это расход времени, денег и нервов.
Впрочем, водители такси сами нередко становятся жертвами. И тоже, наверное, были бы не против, если бы закон запретил убийцам, грабителям и похитителям людей заказывать машину на дом. Тем более, что проблем хватает и с не осужденными пока гражданами.
Более того, те кто призваны защищать закон, сами иной раз переходят «на сторону зла», садясь в такси.