Народные избранники надеются, что это позволит более эффективно справляться с дебоширами.
Осенью 2017-го парламент уже принял ряд законов, предоставляющих авиакомпаниям право отказывать в заключении договора перевозки пассажира, если тот внесен в «черный список» за совершение серьезного правонарушения на борту воздушного судна. Но при этом осталась проблема другого рода: агрессивное поведение пассажира на борту создает угрозу жизни или здоровью других лиц, а также безопасности полета. Поэтому оно требует принятия незамедлительных мер по его пресечению. А, по информации крупнейших авиакомпаний, во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения на бортпроводников и пассажиров.
Как убежден депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов, «в целях обеспечения безопасности полета, жизни или здоровья членов экипажа и пассажиров воздушного судна в указанных случаях необходимо предоставить членам экипажа воздушного судна право использовать специальные средства сдерживания».
Свою идею в качестве законодательной инициативы он оформил еще три года назад. В 2019-м документ прошел первое чтение и завис. И вот завтра, 23 ноября, депутаты намерены его «реанимировать» с учетом блока поправок. Среди которых, скажем, уточнение, что «решение о пресечении противоправных действий с использованием специальных средств сдерживания принимается командиром воздушного судна».
«Принятие данного законопроекта позволит членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности своевременно и эффективно реагировать на случаи агрессивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и предотвращать нанесение вреда жизни или здоровью лиц, находящихся на борту воздушного судна, а также угрозу безопасности полета», - уверен автор документа.
Так как в законопроекте речь идет не только о членах экипажа, но и неких «сотрудниках службы авиационной безопасности авиационного предприятия», то можно предположить: кроме спецсредств на борту появятся российские «воздушные маршалы».
Но в законопроекте есть один важный пробел: что же за средства сдерживания будут применяться на борту? «Перечень данных средств, а также правила их применения должны быть установлены Правительством Российской Федерации», - гласит документ. Однако, если следовать здравой логике, можно сделать ряд вполне обоснованных предположений.
Пулеметы, огнеметы и гранатомёты отметаются сразу. Как, в общем-то, и дробовики, и даже боевые пистолеты. Дыра в обшивке может стоить жизни всем пассажирам. Да, и если террористы узнают, что на борту есть кто-то с боевым пистолетом, то просто обезоружат его и захватят самолет.
Травматический пистолет – эффективное и безопасное для обшивки средство. Но вот гарантировать точность попадания в наполненном салоне нельзя. И если вместо дебошира выстрелить в живот беременной женщине или голову ребенка, то ничем хорошим это не закончится.
Наиболее простым и безопасным для законопослушным пассажиров вариантом стало бы использование в качестве «средств сдерживания» специалистов по рукопашному бою, спецназовцев ФСИН, МВД, Росгвардии. Но это слишком разорительно и для силовиков, и для авиакомпаний. Первые – «потеряют» сотни сотрудников, которые могли бы разогнать пару-тройку демонстраций, или проверить наличие масок у пассажиров троллейбусов. А вторым придется постоянно резервировать на рейсах одно место, которое вполне можно было бы продать пассажирам.
Поэтому с учетом российских реалий, скорее всего, все выльется в то, что стюардессам раздадут шокеры или резиновые дубинки. Для девушек, конечно, шокер удобнее. Сложно представить наших «королев неба», охаживающих пьяных дебоширов с помощью ПР-73. Хотя , если укрощение строптивых внутри самолета возложат на командиров экипажей, то вполне можно представить, что они, поставив на автопилот, выбегут на пару минут в салон, чтобы «отвесить люлей» резиновой палкой.
Кстати, в прошлом месяце пьяные пассажиры самолета избили в аэропорту женщину.
А в начале ноября депутаты Госдумы приняли решение вооружить сотрудников Сбербанка и Центробанка.