Завод, переживший Сталинградскую битву, не пережил мирное время

ОБЩЕСТВО11 комментариев

Этот завод один из тысяч предприятий, ставших руинами в современной России. Все они, как говорил один деятель, «не вписались в рынок». Но героическая история завода не должна быть забыта.

В строительстве Сталинградского тракторного завода принимали участие специалисты из западных стран, в первую очередь американцы. Сооруженный в США завод был размонтирован, перевезён в СССР и в рекордные сроки, за 6 месяцев, собран под наблюдением американских инженеров.

В строй действующих предприятий СТЗ был введён в 1930 году. 17 июня 1930 года с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история советского танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

11 января 1936 года на заводе были проведены стахановские сутки. Большой конвейер за 6 часов 50 минут собрал 210 тракторов при норме 150 тракторов. Тракторы сходили с конвейера через каждые две минуты.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года. В годы Великой Отечественной Войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно.

В ходе Сталинградской битвы: с 17 июля по 13 сентября 1942 года заводские рабочие под непрерывными бомбежками и обстрелами, не останавливаясь ни на секунду, продолжали выпуск танков и артиллерийских тягачей.

Причем, 23 августа 1942 года, попытка немецких войск захвата города «сходу» ударом вдоль реки

с севера была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова.

Выпуск продукции продолжался вплоть до того момента, как бои завязались уже на территории самого завода. Осенью-зимой 1942/1943 годов завод был полностью разрушен в результате ожесточенных боев. Но уже 12 июня 1943 года, всего через 3 месяца после освобождения города, Сталинградский тракторный уже отправлял первые отремонтированные танки на фронт. После войны тракторный завод Сталинграда был полностью восстановлен.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л. с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодняшнего дня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являлись значительным по объёму объектом производства.

В 1992 году Волгоградский тракторный завод приватизирован в частное акционерное общество.

С 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л. с. и различных модификаций на его базе.

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО »Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемников у ОАО «ВГТЗ» нет. Начинаются предсмертные судороги, но спасти завод еще можно.

В 2017 году для финансового оздоровления предприятия принято решение о вхождении военной составляющей концерна в госкорпорацию «Ростех». С этого момента можно признать завод мертвым.

В настоящее время полным ходом идет демонтаж заводских цехов, а на их месте возведут торговый центр, остальную часть отдадут под жилищную застройку.

В результате на сегодняшний день от огромного завода осталась только музейная составляющая: проходные и 2 памятника.

Здание заводоуправления уже достаточно давно сдаётся в аренду под офисы, а вот цехам, которые до передачи в собственность Ростеха, просто простаивали, нашли «лучшее» применение: их просто снесли, чтобы отдать освободившиеся площади под строительство торгово-развлекательного центра. В одном из зданий на территории бывшего завода уже есть гипермаркет, а возведением нового развлекательного центра займётся ООО «Строительная компания будущего».

Комментировать
Эту новость прокомментировали 11 раз