Военная прокуратура проверяет их выходку еще и на экстремизм.
Военнослужащие Балтийского флота, помывшие ноги в источнике со святой водой в центре Калининграда, стали фигурантами уголовного дела. Его возбудил и ведет Военно-следственный отдел Калининградского гарнизона.
Молодым людям вменяют оскорбление религиозных чувств верующих, которое может караться штрафом на сумму до 300 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 240 часов или принудительными работами на срок до года.
Параллельно процессуальную проверку в отношении моряков проводит военная прокуратура Балтийского флота — но уже на предмет экстремизма, — так что дело о «мытье ног» может прирасти еще одной, куда более серьезной статьей.
Кроме того, к нарушителям «применена дисциплинарная ответственность в соответствии с уставом части», и командование запустило свою проверку по поводу их выходки. По словам председателя Совета национальных культурных сообществ Калининградской области Шукурбека Мирзаджанова, военнослужащие находились в самоволке.
Хотя сначала СМИ сообщали, что на скандальном видео с мытьем кроссовок в святой воде запечатлены чеченцы, на самом деле это оказались дагестанцы. Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов напомнил о том, что «не нужно называть национальность преступника, если это не вызывается необходимостью понимания сути преступления», — впрочем, тут вряд ли именно такой случай.
Глава Чечни Рамзан Кадыров, узнав о случившемся из новостей, организовал проверку, по итогам которой заверил, что осквернители источника — не чеченцы. «Неприятно читать, как СМИ и блогосфера сразу придают такому событию национальный колорит», — посетовал чеченский лидер.
Он отметил, что в данном случае национальность неважна. «Понятно, что человек может совершить проступок по глупости, но в ином случае — он нелюдь без религии и национальности, который непременно должен понести предусмотренное законом наказание», — прокомментировал Кадыров калининградский инцидент.
Явер хаджи Гусейнов из религиозной организации мусульман «Ихсан» заявил, что «если святая вода возле церкви, если мусульмане там пошли ноги мыть, это уже не мусульмане, а преступники».
Руководитель духовно-культурного центра мусульман Калининградской области Ахмеджан Кадимагомедов извинился за поступок моряков. Председатель Совета национально-культурных сообществ Калининградской области Шукурбек Мирзаджанов списал случившееся на невежество и призвал всех «проявить благоразумие и сдержанность» в реакции на скандал.
Помощник муфтия Дагестана Мухаммад Магомедов от имени всего муфтията осудил действия военнослужащих и призвал «относиться с уважением и терпимостью к другим конфессиям и не позволять себе подобного по отношению к их святыням».
Телеграм-канал Mash назвал имена дагестанцев — Азад Караханов, Джамалдин и Магомед Магомедовы и Камиль Саламов. Уголовное дело заведено на двоих из них — тех, кто непосредственно осквернил святой источник в часовне. Оба задержаны. Известно, что один из них является контрактником, а второй проходит срочную службу.
Представитель дагестанского министерства по национальной политике и делам религий сообщил, что все пятеро моряков «знают, что напортачили», признали свою вину и готовы принести публичные извинения.
«Они гуляли – точно не ясно, была это увольнительная или самоволка, – набрели на родник, попили воду и решили привести себя в порядок. Ноги они в родник не засовывали – мочили руки и после этого протирали обувь. Один из парней снимал – ну, конечно же, закадровый текст неприятный», — рассказали в ведомстве.
По словам представителей дагестанского министерства, во время воспитательной беседы моряки «очень сильно пожалели о том, что сделали, приносили извинения и готовы принести еще».
Калининградская епархия, которая поначалу отстранилась от обсуждения инцидента, напоминает, что пока видеообращение с извинениями записал только один участник видео — молодой мужчина, представившийся Расулом (надо отметить, что в списке от Mash нет человека с таким именем). Он заявил, что они с товарищами не сочли святую воду «такой серьезной». Теперь в епархии ждут извинений от всех, кто так или иначе имеет отношение к скандальному случаю.
Председатель Совета национальных культурных сообществ Калининградской области Шукурбек Мирзаджанов уточнил, что Расул — этнический чеченец, который родился и вырос в Хасавюрте, а остальные участники видео являются дагестанцами. По его словам, с каждым из них была проведена беседа, и все записали ролики с извинениями. Эти видео будут продемонстрированы в Чечне и Дагестане в ближайшие дни.
Между тем «Живоносный источник» в часовне в честь иконы Божьей матери осушили, а краны, из которых в чашу текла вода, срезали и заткнули специальными заглушками. Епархия уверяет, что это никак не связано с выходкой моряков, — якобы уже давно было решено поднять чашу, чтобы верующим было удобнее набирать воду, потому что «так наклоняться неудобно».
Пресс-секретарь епархии Серафима Ерохова заверила, что «чашу поднимут — и снова пустят воду». В то, что подъем чаши был запланирован давно и просто совпал по времени с мытьем кроссовок, верится с трудом: краны спилили через считаные часы после того, как разразился скандал.
Напомним, видео с мытьем обуви в водосвятной часовне разошлось по интернету 14 сентября 2020 года. Снимавшие его и снимавшиеся в нем молодые мужчины смеялись над тем, что имеют возможность почистить обувь в святой воде. «Для них это святая вода, а мы в натуре ноги чистим», — сказал один из них.
Видео снималось среди бела дня, когда на площади Победы, где стоит часовня, было многолюдно. Присутствие прохожих и туристов моряков, похоже, нисколько не смущало.
Самым резонансным делом об оскорблении религиозных чувств в России стала история дагестанского борца Саида Османова, который в 2016 году в ходе соревнований по греко-римской борьбе в Элисте наведался с другом в буддийский храм, справил там малую нужду и нанес статуе Будды удар ногой в голову. Все это снималось на видео и транслировалось в Periscope в режиме реального времени.
Трансляцию увидели местные жители. Они пришли в ярость, явились к отелю, где проживала команда дагестанских борцов, и потребовали выдать им Османова для расправы. На стражу спортсмена пришлось встать полицейским. Тем не менее делегация разгневанных калмыков добилась, чтобы их пропустили внутрь и дали поговорить с Саидом.
На этой встрече Османов признал вину в содеянном и по требованию оскорбленных буддистов попросил прощения на коленях, причем повторял извинения несколько раз, пока присутствующие не поверили, что слова идут от души.
Впоследствии, на суде, Османов пытался оправдаться тем, что не осознавал степень важности храма и статуи Будды для местного населения. Его признали виновным и осудили на два года условно с испытательным сроком в один год. Несколько месяцев спортсмен успел провести в СИЗО.