Глава центра «Региональные исследования» – о том, чем удивила прошедшая кампания
В Госдуму VIII созыва проходят все четыре парламентские партии и одна непарламентская – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия — За правду», а также «Новые люди». О том, какие сюрпризы преподнесли результаты выборов, и каким образом партии власти удалось удержать большинство в парламенте – «Блокноту» рассказал социолог, директор центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко.
Выборы-2021, как и выборы-2016, были ожидаемо управляемыми и результаты сложно считать сюрпризом. Не рассуждать же всерьез о «феномене» и «успехе» «Новых людей», курируемых Администрацией президента?
Значимых особенностей кампании, на мой взгляд, было три. Во-первых, они в природе победы кандидатов от «партии власти». Во-вторых, в потенциале оппозиционных стратегий. В-третьих, в формировании атмосферы «гражданской информационной войны». Это важно, поскольку, с одной стороны, является репетицией следующей президентской кампании, с другой – формирует рамки возможностей для идущего уже несколько лет транзита власти.
О природе… Процент «Единой России» на этот раз в меньшей степени, чем когда бы то ни было, зависел от усилий кандидатов от партии власти. По крайней мере, большей их массы. Сыграло свою роль трехдневное голосование с мобилизацией «крепостных» избирателей (бюджетников и прочих зависимых от власти категорий граждан) в первый же день голосования; со слабым контролем за участками первые два дня и две ночи. Значительный вклад внесло выездное голосование – надомное и, на этот раз особенно, в медицинские учреждения. В ряде случаев голосов на некоторых УИК это давало до 20-30% практически неконтролируемых наблюдателями голосов. Разница в явке избирателей в разрезе город/село во всех крупных регионах (кроме «электоральных султанатов», где и города бьют все рекорды) показывает, насколько значительный вклад в процент партии власти внесли исполнительные органы власти и УИК. Административный ресурс напряг все силы.
Все это было и раньше, но напряжение сил в этот раз было куда более значительным, а результат, тем не менее, более скромным. Это неизбежно будет довлеть и над «Единой Россией», и над другими партийными новообразованиями, обязанными своим внезапным прохождением в парламент административному ресурсу.
О потенциале… Действенные оппозиционные стратегии, по сути, свелись к так называемому «тактическому голосованию». Как минимум с двух сторон. С одной стороны, к тактическому голосованию призывали кандидаты от КПРФ, повсеместно используя слоган: «Иду против «Единой России». И этот ход, как можно судить по результатам КПРФ, дал хорошие результаты. Технология, известная как минимум с 60-70-х годов прошлого века во всем мире. Ее нередко использовали и в России в девяностых и нулевых на муниципальных выборах, когда вместо какого-нибудь «фаворита», под которого «зачищали» конкурентов, избирали его водителя, который выполнял функцию дублера. Но сегодня в России она позиционируется как изобретение штаба одного конкретного политика и брендируется как «Умное голосование». Хотя от «умного» в нем только возможность штаба прислониться к результатам победивших, практически не повлияв на их конечный процент. Важно, что в сложившихся реалиях такие тактические ходы могут давать эффект на парламентских выборах, но не будут давать значимый эффект на президентских выборах. А значит, потенциал оппозиции, скорее всего, достиг сейчас своего максимума. И если оппоненты власти не развернут в ближайшее время принципиально новую комбинацию, потенциал мобилизации протеста будет падать.
Об атмосфере… Информационный фон нового электорального цикла задан ЦИК. Борьба с независимым от властей наблюдением за выборами будет продолжена. Нагнетание образа внешнего вмешательства в выборы – усилена (иностранные послы встречаются с кем-то из общественников, хакеры зачем-то атакуют сайт ЦИК, агенты снимают хоум-видео про вбросы). По сути, ЦИК реализовал старую и проверенную политтехнологию «Мойка-вброс», смысл которой в подготовке общественного мнения к результату, который достигается админресурсом. Формируемую атмосферу можно назвать «гражданской информационной войной». Она разделяет общество, делая значительную его часть «врагами». При этом на фоне дефицита общественного консенсуса, который был после 2014 года. Зато эта «война» служит объяснительной моделью «почему Госдума выглядит нелегитимной» – происки «врагов».
Ранее сообщалось, что избиратели эпатируют на участках необычными костюмами и снимают все происходящее на видео.
Омрачили выборы несколько трагических случаев. Так, в Новосибирске неожиданно для всех прямо на избирательном участке умерла 70-летняя женщина. Как констатировали врачи скорой, у пенсионерки произошла внезапная остановка сердца.
А в Тюмени один из жителей города явился на свой избирательный участок, чтобы проголосовать и вдруг увидел в списке фамилию отца, который умер в начале 2021 года. Мужчина сказал об этом членам комиссии, а те принесли свои извинения за ошибку и пообещали передать информацию.