Глубокое Черное море: как появилась Конвенции Монтрё и почему Турция не даст партнерам по НАТО заблокировать российский флот

ПОЛИТИКАОбсудить в телеграм
Глубокое Черное море: как появилась Конвенции Монтрё и почему Турция не даст партнерам по НАТО заблокировать российский флот

Украина в очередной раз потребовала от Североатлантического альянса привести военные корабли к Одессе.

В настоящее время значительные объемы украинского зерна остаются заблокированными на территории страны: железная дорога перегружена военными перевозками, а порты заминирован ВСУ против российского десанта. Если продовольствие не вывести, бюджет Украины потеряет серьезные средства, а мировой рынок может столкнуться с дефицитом. Разминировать порты Киев не хочет: вместо этого его политики регулярно призывают флот НАТО войти в Черное море и блокировать российские корабли. Однако, Турция, член НАТО с 1952 года, отказалась пропускать военные суда партнеров по альянсу, ссылаясь на Конвенцию Монтрё. Что это за документ, и почему Анкара ради него готова «подвинуть» интересы НАТО?

Украина требует, но НАТО – отказывает

Бывший посол Украины в США Валерий Чалый заявил, что страны НАТО сами виноваты в том, что Россия полностью контролирует Черное море, блокируя украинские порты: накануне спецоперации они вывели свой флот из акватории. Теперь, по мнению Чалого, НАТО должен сформировать конвои, которые будут сопровождать торговые суда в Черном море.

- Сейчас все говорят о том, что может быть голод, что из Украины зерно не идет и давайте что-то обсуждать. Слушайте, я понимаю, как дипломат, что это сложно. Как у гражданина Украины, у меня простой вопрос – куда делись все ваши корабли из Черного моря перед войной? Вопрос, который задаю своим визави. Ответ прост: «Мы знали, что начнется война, и чтобы не было столкновения с НАТО, мы оттуда ушли», - сказал дипломат.

Украинские политики хотят, чтобы несколько таких "суденышек" зашли в Черное море.

В принципе, Валерий Чалый уже объяснил главную причину того, что корабли НАТО не рвутся сейчас в Черное море – ни США, ни Североатлантический альянс не хотят начала Третьей мировой войны из-за Украины.

Но даже если бы горячие головы в НАТО нашлись, их изначально остудили турецкие политики. Еще 1 марта 2022-го Анкара на фоне российской спецоперации предупредила все иностранные государства о запрете прохождения военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы в соответствие с положениями Конвенции Монтрё.

Позднее министр обороны страны Хулуси Акар сказал однозначно: конвенцию Монтрё Турция нарушать не будет и военные корабли, в том числе стран НАТО, в Черное море не пустит. Даже минные тральщики, на которых настаивала Украина – мол, в акватории появилось слишком много мин. Хулуси Акар, кстати, заметил, что у Турции есть подозрение на предмет умышленного появления боеприпасов. Но и это не главное: есть конвенция Монтре, и она нарушена не будет.

Любопытно, что вопрос возможного изменения конвенции поднимался еще осенью прошлого года. Тогда офицер ВМС США Брайан Харрингтон заявил: проведение регулярных военных учений в обход конвенции Монтрё поможет лишить Россию доминирования в Черном море.

Харрингтон предложил проводить военные маневры с применением высокотехнологичных вооружений и оперативной совместимости кораблей США и НАТО в Черном море. Но согласно конвенции Монтре, нечерноморские страны обязаны соблюдать ограничения по тоннажу военных кораблей при проходе через проливы в мирное время, поэтому специалист призвал государства объединить свои силы, чтобы обойти это правило.

Пролив Дарданеллы.

В Госдуме РФ в ответ заявили тогда о недопустимости пересмотра конвенции по Черному морю. Аналогичную позицию занял и турецкий парламент.

Доктор политических наук Александр Ирхин считает, что попытка переворота в Турции в 2016 году имела одной из целей – пересмотр конвенции Монтре. По мнению эксперта, в случае успеха заговорщиков, последовала бы стремительная милитаризация Чёрного моря.

Раньше это было «турецкое озеро»

Чёрное море отделено от Эгейского, а Европа от Азии проливами Босфор и Дарданеллы. Между ними — Мраморное море. От того, каков будет режим их пересечения, зависит безопасность огромного региона.

Чтобы контролировать Босфор, османские султаны ещё до разгрома византийской столицы построили на его берегах две крепости — Анадолу-Хисар на азиатском и Румели-Хисар на европейском. С того момента на три века Чёрное море превратилось в «турецкое озеро», и вопрос о проливах стал неактуален до тех самых пор, пока Екатерина Великая не завоевала северное Причерноморье.

После того, как у России появился свой флот, построенный на херсонской и николаевской верфях, встал вопрос: а как он пройдёт через проливы и сколько это будет стоить. Причём касалось это и военных, и гражданских судов.

Пролив Босфор.

В 1854 году англо-французский флот направился атаковать Россию совершенно свободно, а в 1914 году там же прошли немецкие крейсера с той же самой целью. Поэтому Россия была заинтересована в том, чтобы проход проливов стал упорядочен. В нашей стране периодически даже витали идеи взять Босфор под свой контроль. В последний раз этого пытались добиться после 1945. Но по разным причинам – так и не получилось.

В июле 1923 года, после Первой мировой, в швейцарской Лозанне тема проливов стала предметом договорённости между державами. Тогда стороны договорились, что Турция получает суверенитет над их берегами. Предусматривалась демилитаризация зоны проливов, в то же время допускался свободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военных судов (с незначительными ограничениями) любой страны мира, что создавало ненормальные условия для черноморских стран.

СССР не ратифицировал эту конвенцию как нарушающую его законные права. Румыния и Болгария тоже встретили решения без удовольствия. Да и сама Турция тоже не видела в Лозаннском соглашении своей выгоды.

Принятия конвенции Монтре добился национальный герой Турции, основатель ее современного государства - Мустафа Кемаль Ататюрк.

Вскоре после подписания документ династия Османов была низложена, а к власти пришёл Кемаль-Паша по фамилии Ататюрк: генерал, который победил англичан при Галлиполи. И он также желал новой конвенции о проливах. Она появилась спустя 13 лет.

Что это за конвенция и о чем она

Конвенция Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы была принята в 1936 году. Монтрё – не фамилия автора документа, а город в Швейцарии, где конвенцию подписали. Конференция проходила с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Созвала ее сама Турция, чтобы пересмотреть конвенцию, принятую на Лозаннской конференции.

На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы. Но предложение не прошло.

В итоговом документе было узаконено, что военные корабли нечерноморских государств могут находиться в Чёрном море не более 21 суток. Кроме того, для «приезжих» введены ограничения по водоизмещению. А в случае военных конфликтов в регионе, Турция имеет право вообще закрыть проливы Босфора и Дарданеллы для прохода боевых кораблей.

Город Монтрё. Швейцария.

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако конвенция устанавливает различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств.

При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса.

Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, она имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Необоснованное закрытие проливов можно отменить. Для этого за подобное решение должны проголосовать две трети членов ООН. (Изначально речь шла о Совете Лиги Наций).

Лига наций была основана в 1920-м и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН.

Конвенция Монтрё была заключена сроком на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет при отсутствии денонсации со стороны государств, ее подписавших. Вступила в силу 9 ноября 1936 года и продолжает действовать в настоящее время.

Правила игры могут измениться

В перспективе, в Турции подумывают об изменении правил игры. Президент Реджеп Тайип Эрдоган продвигает «проект десятилетия» — строительство Стамбульского канала между Мраморным и Чёрным морями, который может стать альтернативой Босфорскому проливу.

После завершения строительства канала Турция может вообще упразднить конвенцию и предложить новый международный правовой статус строящегося канала. Так, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил журналистам, что «Канал Стамбул — искусственный канал, который не имеет ничего общего с настоящей Конвенцией».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

По мнению российского востоковеда Евгения Сатановского, в случае такого сценария развития событий «будет похоронена конвенция Монтрё, и статус проливов вернётся к состоянию на 1913 год, а транзит будет зависеть от настроения Анкары».

Почему же тогда Стамбул так жестко отказался впускать в Черное море военные корабли, включая партнеров по НАТО? Безусловно, играет значение то, что в Альянс Турция вступила на 20 лет позже, чем подписала конвенцию. Важно, и то, что документ – часть наследия Мустафы Кемаля Ататюрка, первого президента Турецкой Республики, основателя современного турецкого государства.

Но важнее другое: как говорит Реджеп Тайип Эрдоган, союзы вроде НАТО заключаются и разрушаются, а Турция будет всегда. Отсюда и ее самостоятельная позиция в Альянсе. Анкара не хочет принимать в НАТО Швецию и Финляндию, пока те помогают их врагам из Курдской рабочей партии.

 И заставить Турцию не получится. Также, как в свое время не удалось запретить ей сделку по покупке российских систем С-400.

Во многом, такая «особенная» позиция – это возможность защищать свои национальные интересы, которые не совпадают с задачами и целями НАТО. Скажем, в середине апреля Турция объявила о начале специальной военной операции в северном Ираке («Коготь-замок») против Рабочей партии Курдистана.

Армия Турции уже много лет пытается разгромить военизированые группировки курдов.

Даже в ситуации с Украиной, Турция, конечно, публично осуждает действия России. Но не только не закрыла для нас свое небо, а делает все, чтобы максимально привлечь этим летом к себе туристов.

Нарушение конвенции Монтре (даже, если бы НАТО и не воспользовался бы возможностью ввести флот), означало бы полное разрушение отношений с Россией. После чего, Турция лишилась бы не просто рынка сбыта помидоров, а потеряла бы колоссальные суммы на туризме.

В этом году турецкие отельеры хотели превзойти показатели допандемийного 2019 года, когда в стране, по данным аудиторской компании Ernst & Young, отдохнули 51,9 млн туристов. Тогда общий доход государства от туризма за год достиг $34,5 млрд. Почти треть этой суммы оставили россияне. Эти деньги стоят того, чтобы не нарушать конвенцию Монтре.

Русские туристы - важная часть экономики Турции.

Поэтому не случайно ради спасения туристической индустрии правительство Турции придумало оригинальный ход. Здесь намерены создать новую авиакомпанию, которая займется непосредственно перевозкой отдыхающих из России на туристические курорты Турции. Генеральное управление гражданской авиации Турции уже даже придумало название новой авиакомпании для перевозки туристов из РФ - Southwind. Турецкое правительство рассчитывает таким образом привлечь как можно больше российских отдыхающих.

Провокаторы смертоносных ураганов: посмотрите на свой iPhone

«Падение городов Донбасса и плацдарм для захвата Купянска»: последние новости с четырёх фронтов СВО

«Популярность Зели резко упала»: большинство украинцев хотят отставки нелегитимного Зеленского

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

"Узкая специализация": в Словакии поймали украинцев, готовивших теракт на нефтепроводе "Дружба"

В МИРЕ

По трубопроводу российская нефть доставляется в Словакию и Венгрию, которые сильно зависят от сырья РФ.

Генерал Алаудинов дал четкую оценку действиям протурецких сил, готовящих переворот в Сирии

ПОЛИТИКА

Командир спецназа "Ахмат" возмущен тем, что считающие себя приверженцами ислама боевики вместо того, чтобы защищать палестинцев, убивают мусульман.

Сирийский сценарий для России: чему нас научит падение Алеппо

В МИРЕ

За очередным «ножом в спину» стоит Эрдоган, который при поддержке США, Израиля и Украины, атаковал нас руками террористов.

Призывавшего подвинуть русских в истории России муфтия разгромила по фактам доктор наук

Актуальный вопрос

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов призвал переписать учебники истории России. Мол, в ...

«Деньги – всё?»: грозит ли россиянам заморозка банковских вкладов

ОБЩЕСТВО

Так ли уж беспочвенны опасения по поводу того, что россиянам могут ограничить доступ к их накоплениям?