Социолог Дмитрий Лобойко – о триумфальной победе «Единой России»
Накануне, 13 сентября, в 17 регионах выбрали глав субъектов федерации, в 11 – депутатов законодательных собраний, в других регионах прошли выборы в органы местного самоуправления. И везде – триумф кандидатов «Единой России», хотя электоральный рейтинг партии редко где превышал 30%. Результаты голосования показывают другие цифры – казалось бы парадокс. Но дело в подходах к организации дня голосования – утверждает в своей авторской колонке социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко.
Примечательно, что в этот Единый день голосования у власти не было единой стратегии на повышение или занижение явки. Общими элементами были фильтрация конкурентов на входе и сведение на нет наблюдения за ходом голосования. Там, где конкурентов можно было не пропустить в бюллетень, это делали. Если это грозило крупными скандалами, от такой тактики отказывались. Организация же независимого наблюдения сегодня стала практически невозможна из-за нововведений в законодательство. Во-первых, списки наблюдателей теперь надо заблаговременно направлять в избирательную комиссию с указанием конкретных участков, где будет работать наблюдатель. Это, с одной стороны, затруднительно с организационной точки зрения – наблюдателей порой приходится менять в последний момент. С другой, позволяет оказывать давление на наблюдателей через работодателей. Такие факты тоже были.
Во-вторых, направление корреспондентов на участки в качестве «наблюдателей» от СМИ также затруднено – теперь, например, нельзя направлять внештатников. В итоге наблюдение было минимизировано, а это значит, что львиная доля нарушений осталась за кадром. Большое количество случаев на «Карте нарушений» - в Краснодарском крае, Челябинской, Самарской и Ивановской областях вызвано не столько реальным лидерством этих регионов по числу нарушений, сколько количеством наблюдателей и качеством их подготовки.
В остальном в каждом регионе власть использовала разные стратегии. Где риски протестного голосования были минимальны, явка задиралась до потолка. В ход шли и досрочное, и электронное голосование, и выездные урны, и остальные методы административного ресурса. Где такие риски были высоки, явку сдерживали и даже не загоняли подконтрольный электорат на досрочку. Чтобы не раздражать избирателей, кандидаты от партии власти не акцентировали внимание на своей политической принадлежности. Хотя это не поощряется в руководстве «Единой России», результат в текущей ситуации кризиса доверия важнее. Можно сказать, что на этих выборах Кремль опробовал собственный вариант организации «умного голосования», отказавшись от единой стратегической линии в пользу точечного подхода.
В этом смысле, 13 сентября было репетицией выборов в Госдуму 2021 года. Единых директив на выборах не будет. Будет традиционная корректировка избирательного законодательства за пару месяцев до начала кампании и… индивидуальный подход в каждом регионе и в каждом избирательном округе. Оппозиции в этом смысле надо продумывать некую сложную стратегию коллективных действий и в очередной раз пробовать договариваться хотя бы о чем-то.