Кадровые решения могут быть приняты в самое ближайшее время
Традиционные губернаторопады обычно происходят в феврале-марте или сентябре-октябре – накануне или после выборного периода. В этом году парламентские выборы, а значит, вновь повышаются ставки в политической борьбе. О том, кто из глав регионов в самое ближайшее время рискует лишиться своего кресла, а кто сумеет пролонгировать полномочия хотя бы до осени – «Блокноту» рассказал политолог Арсен Шаяхметов.
В прошлом сезоне слухи отправляли в отставку в основном поволжских руководителей – Валерия Радаева (Саратовская область), Глеба Никитина (Нижегородская область), Радия Хабирова (Башкортостан), Сергея Морозова (Ульяновская область), в этом – под удар попадают преимущественно сибирские территории. Часть из них (Радий Хабиров, Глеб Никитин) смогли восстановить кредит доверия, по другим (Валерию Радаеву и Сергею Морозову)– было принято решение не принимать активных действий в разгар «второй волны». К слову, Сергей Морозов, по данным источников, в последние дни – частый гость Администрации президента. Сегодня информационная повестка выталкивают наружу новых кандидатов для обсуждения. Причин тут несколько.
Первая. На фоне роста протестных настроений власть хочет минимизировать политические риски. Это касается и «оппозиционных» губернаторов от КПРФ и ЛДПР Владимира Сипягина (Владимирская область), Михаила Дегтярева (Хабаровский край), Валентина Коновалова (Хакасия). Мы уже наблюдали протестное голосование в этих регионах и в более стабильные времена, а в разгар коронакризиса турбулентность системы возрастает. К тому же, Дегтярев так и не стал «своим» в крае, его электоральная кампания накладывается на парламентскую. Такие республики как Хакасия или Тыва из-за своего социально-экономического положения постоянно являются потенциальным протестным триггером. В этих условиях Кремль может предпринять попытку ротации, дабы снять напряжение в канун выборов, предоставить избирателям менее раздражительных персонажей, способных открыто или косвенно обеспечить «Единой России» необходимый результат. Можно рассматривать слухи и как элемент политического давления на КПРФ и ЛДПР для обеспечения большей договороспособности.
Вторая. Ротация кадров в этих регионах может информационно перебить негативную ковидную повестку, создать иллюзию развития региона. Это актуально для того же Хабаровского края, Хакасии, Тывы, Северной Осетии. Эти регионы давно утратили потенции роста, а экономический кризис рискует усилить депрессивный характер местных экономик.
Третья. К ряду губернаторов у Кремля накопилось немало вопросов. Так, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и глава Тывы Шолбан Кара-оол уже очень давно возглавляют свои территории и не добились значимых успехов, имея за собой негативный информационный и конфликтогенный бэкграунд. Красноярский губернатор Александр Усс, хотя и недавно возглавил край, но уже стал фигурантом нескольких резонансных историй из-за разлива топлива в Норильске, состояния медицины, а также различных околокоррупционных дел.
Однако всё вышеперечисленное может и не стать фактором кадровых решений, которые будут приниматься узким кругом лиц, исходящих из своих критериев эффективности. Зачастую в таких ситуациях для администрации президента более значимым критерием является понятность и предсказуемость действий губернаторов в электоральный период. Видится более вероятным, что большинство перечисленных руководителей сохранят свои позиции. Скорее, Кремль воспользуется уже отстроенной вертикалью и прибегнет к отставкам в осенний «губернаторопад», опираясь уже и на результаты выборов.
Ранее эксперт назвал губернаторов, которые могут уйти в отставку в 2021 году.