
коллаж "Блокнота"
Президент Финляндии Стубб два дня подряд вызывал скандалы.
То он сказал, что что его участие в переговорах в Белом доме (все приглашенные лидеры были главы крупных государств, и лишь он один представлял маленькое) связано с историческим опытом Финляндии во взаимодействии с Россией. «У нас протяженная граница с Россией и есть исторический опыт взаимодействия с Россией… Мы нашли решение в 1944 году, и я думаю, мы сможем найти решение и в 2025 году», и тут же был вынужден извиняться и объяснять, что его не так поняли – «между этими ситуациями нет никакого сходства».
То, выступая на NBC, ляпнул следующее: «Для американской аудитории лучший способ объяснить это (территориальные уступки России - М.А.) так: если сравнить территорию, которую Россия сейчас хочет от Украины, то это было бы примерно то же самое, что если бы вы отдали Флориду, Джорджию, Южную Каролину, Северную Каролину, даже Вирджинию и дошли бы до Мэриленда».
В первом случае скандал возник из-за того, что Запад переполошился – ведь в 1944 Финляндия подтвердила потерю территорий в 1940, после проигрыша Зимней войны СССР, да еще потеряла новые, навсегда утратив выход к Баренцеву морю. Значит, Стубб будет советовать Зеленскому отдать земли, например, ту же Донецкую область?
Во втором случае в России не поняли, что он вообще хотел сказать? Посмеялись над ним за сравнение Донбасса с Флоридой и другими штатами. Но я бы остановился на этом поподробнее, ибо тут ключевое расхождение между Москвой и Западом, которое не все улавливают, как у нас, так и в мире.

Александр Стубб родился в 1968 году. В 1991, когда распался СССР, ему было, соответственно, 23 года. И он должен хорошо помнить те события, равно как и то, что было до того. Еще напомним, что Стубб много где учился – в США, в Сорбонне, в Бельгии, в Лондоне – как политолог, историк, занимался разного рода исследованиями после. Следовательно, человек образованный. А раз так, то кому как не Стуббу, следует помнить и знать – с какой страной случилась история, когда «отдали Флориду, Джорджию, Южную Каролину, Северную Каролину, даже Вирджинию и дошли…до Мэриленда». А случилось это с Россией, которую тогда называли СССР – как ее переименовали большевики.
Именно ее в 1991 лишили не только Флориды и Джорджии, но еще и Калифорнии с Техасом. И все это абсолютно незаконно, вопреки подписанному в родном для Стубба городе Хельсинки в 1975 заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где была указана неприкосновенность границ.
И с тех пор Россия являлась кровоточащим обрубком, у которой границы приблизились к Москве как в XVI веке. Территориальные потери Финляндии после 1940-1944 гг. просто пустяк на фоне того, что потеряла Россия. Но Стубб странным образом этого не заметил или забыл. Как, впрочем, и все остальные западные деятели. У них короткая память – помнят только то, что произошло после 2014, а что трагедию, случившуюся с Россией в 1991 забыли напрочь, да и не хотели ее знать никогда. Благо Горбачев с Ельциным им очень в этом помогли, обставив раздел страны, как «демократический выбор народов». Мол, белорусы всю жизнь только и мечтали как избавиться от колониального ига Москвы. Также как и жители Севастополя или Павлодара.
Пока Запад не поймет всего масштаба катастрофы 1991 года, с ним трудно о чем-либо говорить.

Что касается первого скандала, связанного со Стуббом, то тут тоже есть о чем поговорить и вспомнить. Финляндия вынесла из тех событий урок, сформулированный ее многолетним президентом Урхо Кекконен – «никогда не ссорится со своим великим соседом, никогда не делать что-либо вопреки его интересам». После 1945 года, следуя этой формуле Финляндия стремительно развивалась и расцветала, став одним из самых преуспевающих государств Европы. И то, что она не входила ни в НАТО, ни в ЕС, ей никак это не мешало. В Кремле сказали: «не надо», и в Хельсинки прислушались, к своей же пользе. С Советским Союзом у Финляндии были самые тесные и выгодные торговые отношения, таких не было ни с одной капиталистической страной.
Сегодня поколение молодых финских политиков растоптало заветы Урхо Кекконена. Они делают все вопреки тому, что он им завещал. Наступил своего рода «праздник непослушания». Финны упорно дергают тигра за усы, уверенные, что им за это ничего не будет. Насколько разумна такая политика – покажет будущее. Сегодня, как и показывают слова и действия Стубба, они полностью невменяемы, распад исторической России привел их в чувство эйфории. Финны как бы сводят счеты за двести лет своей истории, мстят Москве где и как только можно. В этом они похожи на поляков, с которыми примерно в одно время вошли в состав Российской империи, и одновременно вышли. И также как для поляков желаемая независимость обернулась кровавыми катастрофами. Гражданская война началась буквально на следующий день после провозглашения суверенитета. Потом война 1939-1940. Затем вторая война с СССР в 1941-44, а после война с Германией в 1944-45. А надо учесть, что финны вообще не знали, что такое боевые действия более ста лет. Да и война 1808-1809, хоть и шла на их земле, рядовых граждан касалась мало, и прошла скоротечно. Финны были исключительно мирный и не воинственный народ. А независимость втянула их в войны.
Кроме того, пока финны были шведами, они вообще не имели никакой государственности или автономии. Все это им дал русский царь. Финляндия находилась в Российской империи на особом положении, по сути в династическом союзе. У ней имелись своя валюта, своя администрация, свой парламент, и долгое время даже своя армия.
Но Стубб этого не хочет знать. Как пишут журналисты, он в кабинете у Трампа назвал русских «гуннами», которые лезут в Европу. Вот уровень его исторической компетентности. С такими политиками Запад еще долго будет тянуть Украину на самое дно кризиса. Кстати, Стубб – этнический швед, точнее, наполовину. Возможно, тупая примитивная русофобия у его обострена вдвойне – и за Финляндию, и за Швецию. Как известно, именно Россия превратила своими победами Швецию из региональной сверхдержавы в мирное нейтральное государство. И потому Швеция тоже сегодня вошла в НАТО назло России, пытаясь свести с ней исторические счеты. Но быть обиженными – не лучшая позиция для руководства страны.
Со шведского «стубб» переводится как «щетина». Такое впечатление, что у Стубба волосы топорщатся как щетина, только он слышит слово «Россия». И он играет роль колючей щетины, там, где раньше все было гладко выбрито, чтобы затруднить общение между Россией и Финляндией. Зачем такой президент финнам – не очень понятно.







