Политолог Михаил Нейжмаков – о перспективах политических протестов в Белоруссии
Светлана Тихановская заявила, что считает себя победительницей на выборах президента Белоруссии, а в ее штабе потребовали мирной передачи власти избранному главе государства, не исключив возможности новых протестов. По предварительным данным ЦИК, Александр Лукашенко набирает 80,23%, его основная соперница Светлана Тихановская — 9,9%. Напомним, в центре Минска вечером 9 августа произошли столкновения протестующих с ОМОНом. Следственный комитет Белоруссии объявил о возбуждении уголовных дел из-за столкновений и насилия в отношении милиции. Первым с победой на выборах Александра Лукашенко поздравил глава КНР Си Цзиньпин. Президент России Владимир Путин также поздравил Лукашенко с победой. Вместе с тем польский премьер Матеуш Моравецкий предложил провести чрезвычайный саммит ЕС для обсуждения ситуации в Белоруссии.
О том, что ждет Белоруссию после скандальных выборов – в авторской колонке ведущего аналитика российского Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаила Нейжмакова.
Александр Лукашенко ожидаемо продемонстрировал волю к удержанию власти, а оппозиция не может поддерживать большую часть сторонников в мобилизованном состоянии бесконечно. Тем не менее, Александр Григорьевич действительно сталкивается сейчас с новыми вызовами.
Прежде всего, имеет значение, насколько масштабными будут акции протеста за пределами Минска. Команда оппозиционного кандидата Светланы Тихановской в ходе предвыборной кампании приложила немало сил для работы с регионами. В частности, в последние две недели перед выборами достаточно массовыми были мероприятия с ее участием в Бресте, Гродно и Барановичах. Безусловно, аналогии между ситуациями в Белоруссии в 2020 году и на Украине в начале 2014 года стоит проводить весьма осторожно. Тем не менее, для команды Виктора Януковича тогда стала серьезной проблемой активность оппозиции не только в столице, но и в регионах. В итоге тогдашнему украинскому руководству пришлось, отозвав заметную часть сотрудников спецподразделений в Киев, смириться с захватами облгосадминистраций оппозиционерами, что только подстегивало протестную активность и в столице.
После завершения голосования в Белоруссии за пределами столицы сообщалось об акциях протеста, в том числе в Бресте, Лиде, Барановичах Новополоцке, Солигорске. Пока рано говорить о реализации в белорусских регионах «украинского сценария-2014». Но даже если акции протеста в регионах Белоруссии достигнут лишь среднего уровня радикализма и массовости, но будут проходить в разных частях страны одновременно, они могут создавать для властей дополнительные проблемы – в том числе, связывая силовые подразделения на местах и сокращая возможности для их переброски в Минск и другие наиболее проблемные точки. Есть примеры из недавней истории, когда движение заметных по численности колонн протестующих в столицу также заставляло силовые подразделения рассредоточивать силы, что становилось одной из значимых ошибок правящей команды накануне свержения (как это произошло, например, в ходе «Бульдозерной революции» в Югославии в конце сентября – начале октября 2000 года).
Также обратим внимание, что с кампанией Тихановской было связано проведение цепочки уличных протестных акций в самом Минске (среди ключевых предвыборных мероприятий – митинг 30 июля). Это усиливает мобилизационные возможности оппозиции, по крайней мере, на первом этапе протестной кампании после выборов (в течение одной-двух недель после дня голосования).
Тем не менее, у Александра Лукашенко сохраняются резервы, позволяющие удержать власть. Конечно, ситуация для него сложнее, чем, например, после президентских выборов в декабре 2010 года (когда серьезный всплеск протестной активности завершился довольно быстро) – хотя бы потому, что мобилизационная кампания оппозиция на этот раз была более длительной и масштабной. В принципе, в новейшей истории Белоруссии можно найти примеры и достаточно длительных протестных кампаний (можно вспомнить «Минскую весну» 1996 года). Однако длительная и заранее стартовавшая уличная кампания может привести к более раннему наступлению психологической усталости у многих рядовых участников этого протестного движения. А Александр Лукашенко, скорее всего, подготовился, чтобы «выдержать осаду» со стороны оппозиции.