Глава региона Дмитрий Азаров не спешит рассказывать избирателям о том, сколько денег власти Самарской области потратили на гонорар канатоходцу Фриди Кюне
Главред «Блокнот-Самара» уже месяц требует от чиновников назвать сумму гонорара, который получил австриец Фриди Кюне, но те отвечают, что это секретная информация.
Этим летом власти Самарской области, несмотря на пандемию, решили сделать жителям щедрый подарок. Они устроили на набережной Волги мультиформатный фестиваль «ВолгаФест - 2021», на который пригласили известного во всём мире канатоходца из Австрии Фриди Кюне. Планы были грандиозные. Первоначально населению объявили, что иностранец пройдет 1,4 км по канату, натянутому через Волгу, на высоте 80 метров. Ради шоу даже остановили речную навигацию. Но в итоге канатоходец преодолел всего 200 метров, да и то не над Волгой, как планировалось, а всего лишь от одного из зданий на набережной до подъемного крана. После этого Фриди прыгнул с парашютом вниз.
Задолго до приезда иностранца в Самару местные блогеры взахлёб рассказывали о фантастических заработках господина Кюне. Одни писали, что австрийцу заплатили за шоу около 8 млн рублей, другие называли цифру 20 млн рублей. Когда же «Блокнот-Самара» официально запросил эту информацию в администрации губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, то получил жёсткий отпор. Региональный министр культуры Татьяна Мрдуляш – дочь бывшего заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец – заявила, что эта информация не подлежит разглашению. Такая позиция чиновников обескуражила не только нашу редакцию, но и остальных представителей прессы. Поэтому мы решили провести собственное расследование, чтобы выяснить, как были потрачены деньги налогоплательщиков? А самое главное, сколько именно власти не пожалели на зрелище, которое с треском провалилось?
Секреты министра Мрдуляш
Татьяна Мрдуляш – любимица местного истеблишмента. Например, депутат Госдумы Александр Хинштейн, представляющий в парламенте Самару, с самого начала не мог нарадоваться на дочь Голодец, согласившуюся занять пост областного министра. Публично хвалил её, говорил, что теперь культура в надёжных руках.
Всё изменилось после ответа Мрдуляш на запрос «Блокнот-Самара» по поводу гонорара канатоходца. Министр культуры написала:
«Гонорар за выступление канатоходца Фриди Кюне не подлежит разглашению как конфиденциальная информация. Можем только сказать, что он был гораздо скромнее, чем, например, стандартный гонорар звезд российской эстрады».
Такой ответ не устроил ни журналистов «Блокнота», ни даже Хинштейна.
Депутат признался:
«Когда эту историю с канатоходцем задумывали, я честно сказал руководителям «Волгафеста», что нужно было обсудить это с людьми».
Но у дочери Голодец, видимо, другое мнение по этому поводу. Она решила не советоваться с населением, хотя речь идёт о деньгах налогоплательщиков.
Скоро стало понятно, как именно оформили гонорар канатоходца. Оказалось, что по бумагам Мрдуляш провела эти средства как субсидию. Это позволило министру культуры Самарской области не «светиться» на Госзакупках и скрыть расходы от налогоплательщиков.
Будем искать
Тем не менее «Блокнот-Самара» выяснил, сколько именно денег потратили чиновники на фестиваль «Волгафест». Сумма оказалась внушительной - более 80 млн рублей. Какая часть из этого досталась Фриди Кюне? На этот вопрос мы тоже узнали ответ.
Для этого корреспондент «Блокнот-Самара» написал канатоходцу и представился потенциальным заказчиком, который планирует устроить точное такое же шоу, как в Самаре, но только в соседнем городе - тоже на Волге – в Балаково Саратовской области.
Фриди любезно ответил на вопросы.
Оказалось, что один день австрийца и его команды (общий гонорар) обойдётся в 4000 евро. Сюда не входит оплата стоимости перелёта канатоходца и его свиты, расходы на отель и самое главное - аренда крана.
Фриди подчеркнул, что 4000 евро – это деньги за одно выступление. Плюс один день подготовки и ещё один день на демонтажные работы.
«Если вы хотите, чтобы это шоу повторилось в другой день, это 1000 евро сверху», - сообщил канатоходец.
Корреспондент «Блокнот-Самара» ответил, что подумает и перезвонит.
МВД на стороне Мрдуляш
29 июня редактор «Блокнот-Самара» Виталий Папилкин обратился по поводу гонораров Фриди Кюне в прокуратуру области. Он попросил руководителя надзорного ведомства Сергея Берижицкого дать свою оценку действиям министра культуры Самарской области Татьяны Мрдуляш.
«Моя позиция как гражданина и журналиста заключается в том, что налогоплательщики Самарской области имеют право знать: как, на что и в каком объёме расходуются бюджетные средства», - написал в письме прокурору Папилкин.
Спустя месяц оказалось, что Берижицкий перенаправил письмо редактора в МВД. 20 июля ему пришёл официальный ответ.
«Рассмотрено обращение в отношении должностных лиц Министерства культуры Самарской области и департамента информационной политики администрации губернатора Самарской области по факту отказа, в рамках направленного запроса, в получении сведений о расходовании бюджетных средств, выделенных на выступление канатоходца из Австрии Фриди Кюне, - говорится в письме. - В компетенцию Главного управления МВД РФ по Самарской области не входит дача правовой оценки действиям должностных лиц, выразившихся в отказе предоставления информации третьим лицам».
Кроме того, представитель МВД сообщает, что признаков преступления, предусмотренного статьёй 144 УК РФ (Воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов), в действиях должностных лиц не усматривается.
Выходит, что и Мрдуляш, и сотрудники аппарата администрации губернатора Самарской области отныне имеют право вообще ничего не комментировать прессе.
Попросил прощения
Впрочем, коллектив «Блокнот-Самара» не теряет надежды докопаться до истины. Сколько же всё-таки «выписали» самарские власти на Фриди Кюне, который (по собственному признанию) получает за 1 день работы около 4000 евро? В Самаре канатоходец был не больше трёх суток.
21 июля, комментируя эту тему для радиостанции "Эхо Москвы" в Самаре", Виталий Папилкин попросил прощения у губернатора.
«Я хотел бы попросить прощения за своё любопытство и у губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, и у министра культуры региона Татьяны Мрдуляш. Может, даже встать на колени, чтобы они, наконец, ответили: «Сколько всего денег было потрачено на фестиваль «Волгафест»? Какая сумма из этих средств была потрачена на организацию шоу канатоходца? Какой гонорар заплатили ему? Я так понимаю, это две разные цифры».
Папилкин подчеркнул, что «услышал» позицию МВД. Он надеется, что налогоплательщики тоже с ней познакомились.
Редактор «Блокнот-Самара» обещает, что в ближайшее время опубликует точку зрения прокурора Самарской области по поводу того, насколько законно скрывать от населения информацию о гонорарах канатоходца. Если Сергей Берижицкий, конечно, найдёт возможность ответить представителю прессы. Главное, чтобы этот вопрос входил в компетенцию надзорного органа.
Нынешняя история с Фриди Кюне - не первый скандал с коррупционным душком, в котором может быть замешан губернатор Самарской области и его команда. Напомним, Дмитрий Азаров до сих пор не объяснил происхождение столичных апартаментов для дочери за 85 млн рублей. Роскошная недвижимость у Полины Азаровой появилась в собственности в 2017 году, когда ей исполнилось 18 лет.