Синий свидетель самых пышных похорон и крупнейших митингов навсегда ушёл в историю
Как сообщил сайт «Блокнот Самара», за почти четверть века, с 1967 по 1991 годы, автозавод в Праге отгрузил в Советский Союз больше 40 тысяч симпатичных и небольших грузовиков «Авиа». Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят продуктовые фургоны и рефрижераторы с такой кабиной. Они составляли до 99% всех машин, которые выпускались социалистической Чехословакией под этой маркой.
И мало кто знает: модель «Авиа А 31» сыграла важную роль в деле советской – а позже и российской – пропаганды. В малом количестве, порядка 200 единиц, пражские автостроители собрали для СССР и передвижные студии для радиотрансляций – РТУ, как на заглавном фото. От и без того скромной партии до наших дней дожили единицы. А на днях была списана и сейчас активно разбирается последняя РТУ на Средней Волге.
Например, в Самаре от таких синих «Авиа А 31» избавились еще 17 лет назад, заменив современными аналогами. Но в соседнем Тольятти один экземпляр работал по прямому назначению до самого конца 2022 года. Шасси, главные узлы и агрегаты там давно «посыпались», машина передвигалась с трудом, а выжила лишь благодаря радиотрансляционному комплексу легендарной марки «Тесла», размещенному на крыше. В советскую эпоху продукцию «Теслы» заслуженно называли вечной. Чешская аппаратура до сих пор ценится профессионалами, несмотря на семимильный технический прогресс.
В Куйбышевской, а затем и Самарской, области узнаваемый мобильный громкоговоритель характерного цвета сопровождал абсолютно все массовые мероприятия под открытым небом. И даже – похороны. Под траурный бой из динамиков эти фургоны провожали в последний путь многих местных политиков, учёных, видных общественных деятелей. И, конечно, 57 самарских милиционеров, погибших на пожаре в здании областного ГУВД зимой 1999 года.
РТУ «Авиа А 31» выставлялись на площади имени Куйбышева – главной в столице 63-го региона и самой большой в Европе – в дни похорон генеральных секретарей СССР Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко. И вели прямые радиотрансляции из Москвы.
За успехи в пропаганде пражские РТУ быстро получили народное прозвище «Синий Геббельс» – по фамилии влиятельного министра пропаганды времен фашисткой Германии.
«Это, разумеется, не только знаковая техника, но и весьма редкая. Ну, сколько их осталось в странах бывшего СССР? Единицы. Очевидно, на замену «Синему Геббельсу» в Тольятти купили современный аналог. Музеям и частным коллекционерам ретромашин чехословацкая РТУ оказалась, видимо, не интересна. Либо – во что я верю больше – не сошлись в цене с владельцем. Да, очень жалко, однако для истории отечественного автопрома это не первая потеря», – рассказал самарскому «Блокноту» автомобильный журналист и эксперт Андрей Завьялов.
А незадолго до утраты «Синего Геббельса» в Самарской области избавились от последнего автобуса еще более легендарной марки «Икарус».
Автор текста: Николай Чайкин
Самое интересное:
Гнев самарских сельчан оценили в 360 часов обязательных работ