
Фото для иллюстрации
Разбираемся, чем это грозит и кому выгодно прикрываться заботой о пациентов
Волгоградская область стала шестым регионом в стране, принявшим решение отдать закупки лекарств и оборудования для больниц в руки единого поставщика, который будет получать контракты без конкурса. Закон, принятый областными депутатами за десять дней, уже вызвал панику среди руководства больниц. Там готовятся к перебоям с поставками лекарств и сокращения их ассортимента.
Наделавший шуму закон внес в облдуму региональный комитет промышленности и торговли. Законопроект зарегистрировали 19 декабря, а 29 декабря он уже прошел сразу два чтения в облдуме и был подписан и.о. губернатора Волгоградской области. Ни в одном из регионов, где такая практика уже действует, решение не было принято так быстро. Волгоградская область в этом плане стала рекордсменом по скорости принятия решения и степени послушности депутатов, у которых законопроект не вызвал ни единого вопроса.

Документ предполагает, что с 1 января 2023 года единственным поставщиком в закупках для нужд волгоградских больниц, диагностических лабораторий, госпиталей и прочих бюджетных лечебных учреждений является ГУП "Волгофарм". Причем речь идет не только о поставке лекарств, но и об оснащении учреждений дорогостоящим медицинским оборудованием. По сути одним росчерком пера с рынка фармпоставок с миллиардными оборотами выдавили всех конкурентов "Волгофарма", поставив всех участников рынка перед фактом: с начала 2023 года в регионе появился единственный поставщик медпрепаратов для всех госучреждений.
Кому отдали рынок поставки лекарств для больниц?
С 7 ноября 2017 года гендиректором ГУП «Волгофарм» является Елена Бахина, супруга первого вице-губернатора Волгоградской области Валерия Бахина. По состоянию на конец 2021 года чистые активы ГУП «Волгофарм» оценивались в 1,2 миллиарда рублей, за тот же 2021 год организация заработала чистую прибыль в размере 96,2 млн рублей.

Фото: ВолгГМУ
На рынке госзакупок «Волгофарм» выглядит довольно скромно на фоне своих конкурентов. Так, в 2022 году компания заключила всего 427 договоров на общую сумму чуть более 695 миллионов рублей.

При этом горожане давно перестали считать государственное унитарное предприятие местом, где можно сэкономить при покупке лекарств. На фоне конкурентов цены в этой аптечной сети в последнее время «кусаются». В периоды, когда рынок лихорадило от нехватки лекарств, «Волгофарм», как и другие аптечные сети региона, испытывал все те же сложности с поставками антибиотиков, жаропонижающих и других препаратов, что и другие сети. Так, директор «Волгофарм» Елена Бахина признала проблемы с наличием жизненно важных лекарств, которые приходилось бронировать заранее до прихода поставок. Серьезные проблемы возникли с гормоном щитовидной железы – лекарством L-Тироксин.
Те, кто знаком с организационной структурой «Волгофарм», говорят о ее неповоротливости и инерционности. Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить отзывы о компании на «Яндекс». Судя по ним, с клиентоориентированностью у государственного унитарного предприятия тоже имеются проблемы.
Но самый серьезный вопрос к авторам монопольного новшества заключается даже не в этом. ГУП «Волгофарм», получившее такой лакомый кусок рынка, до сих пор находится в плане приватизации имущества. А это значит, что очень скоро монополист может плавно стать частной компанией, в руках которой окажутся сосредоточены жизненно важные для региона поставки. Между тем статус ГУП стал ключевым аргументом, которым обосновали лекарственную монополию чиновники. Мол, государственное унитарное предприятие легче и проще контролировать, чтобы не допустить злоупотреблений.

Фото: скриншот документа Программа приватизации (продажи) государственного имущества Волгоградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная Законом Волгоградской области от 05.12.2022 № 122-ОД "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Между тем в Волгоградской области монополию отдали компании, включенной в план приватизации имущества на 2023-25 годы. По факту это означает, что монопольное право поставок уже в обозримом будущем может плавно перекочевать в частные и уже не такие управляемые и контролируемые бюджетом руки. Но волгоградские депутаты скромно закрыли на это глаза, послушно проголосовав за предложенное им решение. Возможно даже, что таким образом создали прецедент, который потом примут за основу действий другие регионы.

Не первые, но от этого не легче
Авторы законопроекта, который не вызвал у волгоградских депутатов никаких вопросов, обосновали предложенное ими решение тем, что так уже поступили в ряде других регионов страны. Авторы сослались на опыт Татарстана, Чувашской Республики, Архангельской, Нижегородской и Калужской областей. Авторы законопроекта заявили, что там, где уже используют механизм госзакупок лекарств у единственного поставщика, практически отсутствуют отсроченные рецепты, просроченные лекарственные препараты, дефицит необходимой фармацевтической продукции и расходных материалов. Происходит централизация закупок в рамках установленной и оперативно контролируемой потребности; налаживается учет и контроль расходования бюджетных средств ( в т.ч. экономия бюджета при успешно проведенных закупках требуемых объемов, но по оптимальной цене); создается запас лекарственных препаратов и медизделий, необходимых на случаи ЧС и пр.; организуется оперативное и централизованное обеспечение лекарственными препаратами жителей сельских районов ЛП и ИМИ ( по договорам реализации с медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториями и ФАПами). Однако никакими цифрами и конкретными данными этот посыл в пояснительной записке к законопроекту не подтвердили.
Найти реальное подтверждение этим доводам оказалось непросто. Но даже беглый анализ информации в двух их пяти перечисленных регионов показал, что внедрение лекарственной монополии не было гладким, а ее эффективность доказана в основном на уровне эмоций.
Пионером в деле назначения единственного поставщика лекарств для больниц еще в 2017 году стала Нижегородская область. Там активным противником новшества стал региональный УФАС, в судебном порядке оспоривший решение депутатов о назначении единственного поставщика. Арбитражный суд Нижегородской области также встал на сторону УФАС. Оспорить это решение Нижегородскому областному собранию удалось только в суде апелляционной инстанции. Но даже после того, как утихли споры о законности решения, нет единства в оценке его результатов. Так, в УФАС все еще поступают жалобы на единственного поставщика, который заключает с поставщиками рамочные соглашения, а споры об эффективности таких закупок ведутся на уровне ФАС.
В Архангельской области разговоры о выборе единственного поставщика лекарств начались еще в 2018 году. Там рынок госпоставок лекарств решили отдать ГУПАО «Фармация» – крупной региональной сети, состоящей на тот момент из 137 аптек. Причем, принимая такое решение, изначально оговорили, что совокупная надбавка при ценообразовании со стороны «Фармации» не превысит 20%. В Волгограде обошлись не только без публичного обсуждения возможных проблем, но и "постеснялись" потребовать от единственного поставщика аналогичных обязательств.
Описанный волгоградскими чиновниками положительный опыт Архангельска тоже оказался не совсем гладким. В 2021 году, через три года после утверждения единственного поставщика, на заседании облСобрания в Архангельске озвучили накопившиеся к единственному поставщику претензии. В списке оказалось и периодическое затягивание поставок, и поставка препаратов по завышенным ценам, в том числе и для льготников. По факту наценка по некоторым препаратом оказалась 500%. По итогу заседания архангельские депутаты рекомендовали правительству региона проанализировать эффективность существующей системы поставок лекарств через единственного поставщика.
Именно эти факты, проигнорированные депутатами, заставили волноваться участников рынка и главврачей волгоградских больниц. От нововведения они не ждут ничего хорошего.
«Блокнот Волгоград» пообщался с несколькими участниками рынка, причем все они высказались о происходящем на условиях полной анонимности. Так, руководитель одного из лечебных учреждений Волгограда рассказал, что до 15 февраля он и его коллеги из других бюджетных больниц должны предоставить в облздрав полный список потребности в средствах индивидуальной защиты, расходных материалах, лекарственных препаратах и дезинфицирующих средствах. Все их в ближайшее время планируют закупать у единственной компании - ГУП «Волгофарм».
- Монополия создает риски поставки в больницы препаратов с подходящим к концу сроком годности. Обычно, если он подходит к концу, мы или отказываемся от такого препарата или поставщик до предела снижает цену на торгах. У единственного поставщика такой необходимости не будет. Второй риск - снижение ассортимента лекарств. Как бы хорош не был поставщик, у крупных структур, тем более имеющих статус ГУП, есть существенный недостаток - высокая инертность. Там, где чисто коммерческая организация проявит чудеса изобретательности, чтобы как можно быстрее обеспечить нужный ассортимент, единственный поставщик будет чувствовать себя более расслабленным. А это - риски разрывов в поставке необходимых лекарств, СИЗ и дезсредств. Наконец, когда речь идет о лекарствах выбор более дешевых аналогов - не всегда самое лучшее решение. Сильно сомневаюсь, что для себя чиновники выбирают в аптеках самые дешевые аналоги, - такие сложности допустил руководитель одного из медучреждений Волгограда.
Коммерческие поставщики, по словам одного из них, до последнего не верили, что депутаты решатся на такой тотальный передел рынка.
- Мне сложно понять логику чиновников, которые говорят о том, что закупка у единственного поставщика сократит затраты бюджета. Возможно, показательно и сделают несколько закупок с минимальными ценами. Но такой подход открывает даже не лазейку, а ворота для коррупционных нарушений, когда цены поставок будут искусственно завышаться. Второе, о чем не подумали волгоградские депутаты - исключив коммерческих поставщиков из бюджетных закупок, многие предприятия обрекли на кризис. Как минимум компании ждут масштабные сокращения кадров, как максимум - уход с волгоградского рынка, где они теряют существенную долю оборота, - так описал нерадостные перспективы один из коммерческих поставщиков лекарств.
Справедливы ли опасения?
Пока закупки для волгоградских больниц проводят в штатном режиме, с соблюдением привычных конкурсных процедур. Но это ненадолго. Главврачи всерьез опасаются, потянет ли «Волгофарм» выросшие в разы объемы поставок, хватит ли его компетенций и кадрового потенциала, чтобы помимо рынка лекарств, заниматься еще и медоборудованием. Да, в пандемию он нарастил объем поставок почти в два раза.
По сути перекраивая рынок фармпоставок в регионе, волгоградские депутаты без вопросов и дебатов приняли законопроект, в пояснении к которому не был приложен ни один расчет, подтверждающий будущую экономию. Мнение УФАС тоже проигнорировали при принятии этого решения.
Автор: Елена Абдулина







