В Молдове снова взялись за антироссийскую риторику.
Конституционный суд (КС) Молдовы признал неконституционным принятый в конце 2020 года в парламенте страны Закон о функционировании языков, согласно которому русский язык получал особый статус применения в государственных структурах. Закон, в частности, регулировал обязательную процедуру письменной и устной коммуникации между госструктурами и гражданами на том языке, на котором удобно гражданам. Документ, в целом, устраивает все русскоязычное население страны и был призван заменить признанный ранее судьями КС устаревшим Закон о функционировании языков на территории МССР от 1989 года.
Запрос о конституционности данного закона практически сразу по его принятию подал в КС депутат парламента Октавиан Цыку, пробравшийся к заветному креслу законодателя благодаря поддержке Майи Санду, нынешнего президента Молдовы. Цыку, как и Санду, является сторонником вхождения Молдовы в состав Румынии.
Инициатор и разработчик законопроекта о придании русскому языку особого статуса – Партия социалистов, возглавляемая Игорем Додоном.
В то время как вопрос о конституционности Закона о функционировании языков обсуждался в КС, у здания этой инстанции в Кишиневе собрались представители недавно созданной партии «НАШИ», которая последовательно озвучивает риторику защиты русского языка и русского наследия в Молдове в целом. «НАШИ» требовали от судей КС не отменять закон о функционировании языков, действия которого инстанция ранее приостановила.
Однако в то же время к зданию КС пришли и сторонники представителя политформирования Василия Костюка «Демократия дома», изрыгая оскорбления в адрес русского языка и русскоговорящих граждан.
«Язык оккупантов», «Язык свиней», «Долой российскую мафию», «Пусть идут и лижут Путина в задницу», «Свиньи», «Вы должны просить у нас прощение на коленях за ГУЛАГ, депортации, войну в Приднестровье», - выкрикивали сторонники Василия Костюка.
По данным журналистов «Блокнот Молдова», большинство жителей страны априори выступает за языковой плюрализм. В том числе и те, для кого родной язык – молдавский. Даже те, кто считает, что молдавского языка нет, а есть один лишь румынский, - тоже чаще всего не имеют ничего против принятия законодательства в пользу носителей других языков. Главное, считают они, чтобы законы эти были взвешены.
Напомним, невероятная и фантастическая мобилизация граждан Молдовы за рубежом предопределила исход выборов. За две недели на участки за границей во втором туре удалось привести 262 тыс. человек, что на 110 тысяч больше, чем в I туре - из них почти 93% прогосовали за Санду. Для маленькой Молдовы, где всего проголосовали чуть больше полутора миллионов человек - это очень много. Еще в 2016 году на выборы президента Молдовы за рубежом вышли 67 и 138 тыс, человек, что еще тогда считали колоссальным прорывом и рекордом для диаспоры.
Главный редактор «Блокнота» Олег Пахолков, в целом, удивлен тем, как в Молдове работает американское посольство и, «в частности, посол США в РМ Дерек Хоган, который сделал две революции».
Автор: Николай Костыркин