Джо Байден заявил, что в случае вторжения Китая, Америка окажет острову прямую военную помощь.
Выступая на пресс-конференции в Японии, президент США сказал, что его страна готова защитить Тайвань от вторжения Китая. Джо Байден уточнил: речь идет о прямом военном участии США в обороне острова. Т.е. ради Тайваня американцы готовы пойти дальше, чем ради Украины, и ввязаться в войну с ядерной державой, начав Третью мировую войну. Чем же так важен китайский остров? И почему не отступает КНР, когда угроза апокалипсиса так реальна?
Бремя Тайваня сильнее, чем Украины
В случае военного вторжения со стороны Китая, США помогут Тайбэю (это столица острова и государства Китайской республики – не путать с Китайской Народной Республикой) защитить территорию Тайваня и не допустит изменения статуса-кво в одностороннем порядке. Об этом американский президент Джо Байден заявил на совместной пресс-конференции с премьером Японии Фумио Кисидой в Токио.
Журналисты уточнили у Байдена: но ведь США не принимает прямого участия в войне на Украине. Почему США будет воевать на Тайване? Байден ответил: «Ситуация с Тайванем похожа на ситуацию с Украиной, только бремя Тайваня куда сильнее».
Ответ китайской стороны на эти слова уже прозвучал:
«США должны перестать недооценивать решительность и возможности Китая по защите суверенитета и территориальной целостности», - заявили в МИД КНР. Там подчеркнули, что Китай не позволит никакой стране вмешиваться в его внутренние дела, включая вопрос Тайваня, отметили в ведомстве.
Посольство Китая в США отметило, что продажи оружия Тайваню со стороны США непрерывно растут как в объёмах, так и в качественных характеристиках. Их общая стоимость уже превысила $70 млрд. В перспективе, КНР пригрозила Вашингтону военным конфликтом, если те будут поставлять в Тайвань оружие.
США тоже оперативно ответили, что они не хотят войны, но в случае нападения Тайвань должен иметь возможность отразить атаку.
Конфликт Китая и Тайваня выгоден США
Достаточно традиционный обмен уколами, если не считать заявления Байдена о перспективе прямого военного участия США. То есть, позиция КНР не менялась по поводу Тайваня десятилетиями. А вот США заговорили о прямой военной поддержке острова за последнее время – впервые.
Вообще, треугольнику «Китай-Тайвань-США» уже десятки лет - американцы поспособствовали отделению острова в 1940-х годах во время гражданской войны. С тех пор Тайбэй находится в постоянной конфронтации с Пекином. При этом США активно поддерживают независимость Тайваня, вкладывая в это государство большие инвестиции на поддержание в регионе оппозиционной политики.
В 50-60-х на острове стояли войска США, а делегация Тайваня представляла Китай в Совбезе ООН. Лишь в 1971 году США примерились с КНР, признали единый Китай, а также начали вывод своих войск, поскольку поддержка Пекина им была необходима для противостояния с СССР.
Сейчас ситуация вновь поменялась. Как утверждает ряд экспертов, американцам крайне выгоден конфликт внутри Китая, благодаря которому они могут стать одним из главных игроков по поставке электроники в страны Европы и мира.
Дело в том, что Тайвань и Китай являются мировыми лидерами по производству полупроводников и микрочипов. Выпускаемые ими детали есть во всех электронных устройствах по всему земному шару.
И КНР хочет обеспечить дополнительный контроль над производством. В то время как США выгоден конфликт, в ходе которого можно было бы обеспечить себе дополнительные преференции в закупках и поставках полупроводников, в сфере производства которых прослеживается явный кризис. Поэтому США изо всех сил поддерживают напряженность региона, стимулируя стороны к военному столкновению.
Кто контролирует чипы – контролирует мир
Любопытно, что хотя Поднебесная отказывается признавать существование островной Китайской Республики, а Тайбэй — не признает ничьи права на свои земли, оба государства вполне ладят, поддерживая торгово-экономические отношения. За 2021 год тайваньские компании инвестировали в КНР порядка $60 млрд.
Отношения Китая и Тайваня стали улучшаться с 1980-х годов, когда Пекин начал капиталистические реформы, воспринимая Китайскую Республику в качестве партнера. Та взамен смягчила условия для посещения острова гражданами КНР и инвестиций в свою экономику. В 1991 году война между сторонами официально закончилась. Тем не менее окончательное решение проблемы – это ключевое направление внешней политики КНР.
Стремительно развивающийся Китай остро нуждается в Тайване. В первую очередь, в современных технологиях, которые массово имеются на острове. Особенно это касается чипов для микропроцессоров и полупроводников, которые являются критическими для промышленности.
Производство полупроводниковых микросхем на Тайване составляет около 40% от общемирового. Ещё почти половину микросхем производит материковый Китай. И если произойдёт объединение с островом, то Пекин будет контролировать почти 90% мирового производства чипов.
Еще один «выстрел в ногу»
Политический аналитик и стратег Дерик Р. Зительман поясняет, что «экономически захват Тайваня даст Пекину контроль над своим пятым по величине торговым партнером».
При этом, он убежден: для США губительно не просто вступать в войну с Китаем, но даже жертвовать хорошими торговыми отношениями с ним. Американская экономика интегрирована с экономикой КНР намного глубже, чем с Тайванем:
- Трезвый анализ показывает: торговля с Тайванем не является жизненно важной для американской экономики. Тем более - по сравнению с двусторонней торговлей США и КНР. Тайвань является 10-м крупнейшим торговым партнером США (85 миллиардов долларов), ничтожная сумма по сравнению с торговлей с Китаем (635 миллиардов долларов) или Канадой и Мексикой (500 миллиардов долларов каждый). Разъединение крупнейших экономик мира исключительно для сохранения Тайваня было бы саморазрушительным.
По мнению Дерика Р. Зительмана, страхи Джо Байдена и его готовность воевать за Тайвань продиктованы другим: в случае захвата острова Пекин получит доступ к высокотехнологичной промышленности, включая полупроводниковые заводы мирового класса. В частности, возьмет под контроль продукцию крупнейшего производителя чипов Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC).
И с этого момента, КНР станет не просто самодостаточным с точки зрения технологий, но сможет диктовать свою волю США. Без микросхем нет микроэлектроники, нет компьютеров, нет современной бытовой техники и модных автомобилей, нет спутников в космосе, нет телекоммуникаций, включая мобильную связь и Интернет, нет современных систем вооружений — от самолётов и до ракет.
Уже десять лет назад, когда большинство ещё слепо верило в американское доминирование, в американских ракетах стояли китайские микросхемы. Если Китай установит контроль над Тайванем, он сможет отбросить Соединённые Штаты в развитии на несколько десятилетий, да и у Евросоюза ситуация сложится ненамного лучше, - объяснил Дерик Р. Зительман.
Попытки США по созданию собственного замещающего производства столкнутся не только с дефицитом квалифицированных кадров и оборудования, но и с отсутствием сырья. Потому что львиная доля добываемых редкоземельных элементов также приходится на Китай. В частности, на СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район).
А четыре крупнейших американских «производителя полупроводников» на самом деле не имеют собственных производств и пользуются услугами компаний из Тайваня и Китая. TSMC и Foxconn обеспечивают львиную долю их потребностей. Всё, что у них есть в США, — это конструкторские бюро, а производство вынесено в другие страны. Та же «Эппл» не может без китайских комплектующих, равно как и не может вернуть производство в США, — на этот счёт ещё при жизни Джобса были специальные слушания в Конгрессе, на которых тот наглядно объяснил, почему это невозможно.
При этом на Тайване работают лучшие инженеры в сферах высоких технологий, которых очень не хватает Китаю. Имеющихся в КНР высококвалифицированных кадров недостаточно, и отсутствует необходимая теоретическая и практическая база для их обучения. Объединение с Тайванем помогло бы подтянуть квалификацию инженеров в необходимых отраслях и решить проблему нехватки кадров.
К тому же, Китай встал на путь «зеленой энергетики»: в целях сокращения выбросов в атмосферу он жестко ограничивает лимит потребления электроэнергии. Это затрагивает гигантские производства и бытовую жизнь китайцев – начиная с запрета пользоваться микроволновками и заканчивая экономией электричества за счет выключенных фар автомобилей.
Присоединение Тайваня позволило бы стране сосредоточиться на высокотехнологичных производствах, которые к тому же не расходуют много энергии, а «грязные» производства перенести в другие страны, например, Индию или Индонезию.
Стратегически важный остров
Тем временем на вооружение Народно-освободительной армии Китая начали поступать универсальные десантные корабли, по своим возможностям превосходящие не доставшиеся нам когда-то французские «Мистрали». Оснащенность китайских военных высокоточным и разрушительным новейшим оружием изменила баланс сил в сторону Пекина. До этого 300 тысячная армия непризнанной Китайской республики вполне удерживала паритет с 2-х миллионной армией КНР за счет современного американского вооружения. Но последние изменения заставили власти острова сделать мрачный для себя прогноз: к 2025 году Китай будет способен силой взять под свой контроль «сепаратистов».
Доктор наук по международным отношениям в Университете Джона Хопкинса, выпускник американского армейского колледжа, офицер в отставке Джон Болтон – специалист по Китаю, хорошо владеет языком и рядом наречий, используемых в КНР. По его мнению, Тайвань – «стратегически важный остров в Тихом океане».
- Если КНР получит над ним власть, он сможет контролировать все другие острова вдоль своего побережья. Это может быть отличным плацдармом для размещения военных баз, радаров и ракетных установок. К тому же, контроль над Тайванем снизит уязвимость с прибрежных мегаполисов и портов Китая, которые могут быть легкой мишенью при атаке со стороны моря. Все вместе позволило бы в значительной мере укрепить обороноспособность, особенно учитывая гористую местность острова, фактически превращающую его в неприступную крепость.
А израильский государственный деятель и дипломат Яков Кедми считает, что Китай уже готовится вторгнуться в Тайвань. Значительное количество танков и бронетехники КНР стянуто на восток страны, в приморские города, включая Шанхай.
В противостоянии «Китай-Тайвань» России, безусловно, выгоднее занимать сторону КНР. Спецоперация на Украине невольно стала подовом для страхов о возможном начале Третьей мировой войны. Поскольку с противниками России все ясно - коллективный Запад, то популярный британский таблоид Daily Express задался вопросом - кто же выступит по российскую сторону баррикад. Издание насчитало шесть союзников. В их числе, Китай.