
Фото пресс-службы президента Казахстана.
В рамках соглашения, подписанного с Белым Домом, Казахстан получит локомотивы на 4 млрд долларов: это часть проекта Среднего коридора в обход РФ.
Токаев явно забыл, кто спас его в январе 2022-го от террористов и мятежников: визит главы Казахстана в Нью-Йорк стал символом нового курса страны, взятого в сторону Украины и Европы. Россия же уходит на второй план. Токаев подписал с США уникальное соглашение о поставках локомотивов на 4 млрд долларов - это часть реализации проекта Среднего коридора, благодаря которому газ и другие полезные ископаемые из Азии пойдут в Европу, минуя Россию. А вишенкой на торте стала встреча Токаева и Зеленского, на которой они мило обсудили «проблемы Украины».
Касым-Жомарт Токаев и Владимир Зеленский обсудили в Нью-Йорке двустороннее экономическое и гуманитарное сотрудничество. Плюс «просроченный» изложил «свой взгляд на ситуацию в Украине».
А глава Казахстана, согласно сообщению его пресс-службы, высказался за поиск дипломатических путей прекращения конфликта.
Ранее Токаев пообщался с Дональдом Трампом. Обсудили «перспективы двустороннего сотрудничества в сферах экономики и торговли».

Уже известно, что США и Казахстан договорились о поставке локомотивов на сумму $4 млрд. Об этом рассказал американский министр торговли Говард Лютник.
«Эта сделка – больше, чем история успеха. Она поддержит тысячи рабочих мест в Техасе и Пенсильвании и укрепит партнёрство США и Казахстана», – отметил он.
Но дело не только в экономике. Локомотивы - вопрос политический. Они будут использоваться для транспортного коридора через Европу и Азию, при этом в основе проекта лежат американские технологии. Речь про Средний коридор (его еще называют Транскаспийским маршрутом). Он пройдет по линии Китай — Центральная Азия — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Турция — Европа. Россию он исключает. Зато в планах есть «поворот» логистики в сторону Украины, для поставок углеводородов из Азии.
В официальном проекте Средний коридор призван «сохранить доступ к внешним рынкам в условиях геополитических рисков, разрушения прежних маршрутов и логистических ограничений». Казахстан в нем - центральная территория реализации. Он и поможет Европе избежать «геополитических рисков», связанных с Россией.

Случайно ли Казахстан получает столько масштабные инвестиции Запада? Как считает политолог Михаил Онуфриенко - это происходит вовсе «не за красивые глаза»:
«Сегодня просроченный укурок встретится со своим боссом из Белого дома. А пока - на разогреве - президент Казахстана Токаев. Им есть о чем поговорить. Например о дронах, атаковавших российские НПЗ в трехстах километрах от границы с Казахстаном».
А публицист Сергей Мардан задается вопросом:
«Пока не очень понятно, чем расплатился Токаев с Россией за свое президентство, которое ему обеспечили русские десантники?»
«Рыбарь» отмечает, что инвестиции Запада и дружеская встреча с Зеленским происходят на фоне националистического дрейфа Казаахстана - «от языка к идеологии»:
«Власти проводят курс, направленный на постепенное вытеснение русского языка и трансформацию внутренней политики. Важным шагом стало весеннее заседание курултая, где Касым-Жомарт Токаев поддержал идею создания концепции внутренней политики, которую готовят люди с прямыми связями с западными фондами и русофобскими инициативами».
При этом в 2024 году президент уже подписал закон «О массмедиа», увеличивающий долю вещания на казахском языке до 60%. Открыто взят курс на казахизацию и маргинализацию русскоязычного населения:

«В Казахстане открыто формируется государственный национализм, который маскируется под модернизацию политической системы. На деле же речь идёт о подмене идентичности: русский язык и культура постепенно объявляются второстепенными и чуждыми. Реализация этой линии обеспечивается через околополитические структуры — курултай и общественные советы, куда включены прозападные активисты и националистические деятели. Именно они разрабатывают концепции и законы, легализуя русофобские инициативы под видом общественного запроса», - отмечает «Рыбарь».
По сути, Казахстан плывет в сторону Украины: власти закрепляют русофобские установки в законодательстве и идеологии, крупнейшие экономические проекты реализуются с участием Запада и в обход России, а наши враги становятся друзьями.







