Доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти в 2015 году сократятся на треть.
Все те, кто считал, что Саудовская Аравия затеяла всю эту нефтяную игру, чтобы ударить по России и Ирану, изменили свою точку зрения. Основная причина рискованной игры саудитов – неверная оценка сложившейся ситуации на рынке в середине 2014 года, а главное, цепочка неожиданных политических событий, высказывают предположение аналитики «Ведомостей».
Анализируя ситуацию на рынке, эксперты пришли к определенным выводам. Цены на нефть без остановки снижались с июня 2014 года. Все нефтяные трейдеры ждали, когда Саудовская Аравия возьмет ситуацию под контроль и остановит падение, пишет газета «Ведомости». Однако саудиты дали понять, что не намерены сокращать добычу. Это привело всех к выводу, что цены будут падать. Раньше в аналогичных ситуациях Саудовская Аравия, имеющая наибольшие свободные мощности в странах ОПЕК , могла легко регулировать объем добычи, корректировала ее и восстанавливала баланс на рынке. Однако в 2014 году избыток нефти стал очевиден, и Саудовская Аравия решила, что сокращая объем, она уступит конкурентам. Потому решено было держаться.
Имея валютные резервы в 750 млрд долларов, объявила войну производителям нефти, у которых очень высокие издержки – от США до России. Расчет делался на то, что эти страны сократят добычу, и цены восстановятся, а саудиты, соответственно, сохранят свою часть рынка.
В результате доходы практически всех стран-экспортеров нефти резко упали, они вынуждены были переписывать бюджеты. Сами энергетические компании стали закрывать инвестиционные проекты. Одним словом, падение цен ударило по всем.
Но саудиты считали, что цене на нефть ничто не угрожает. Ближний Восток был в огне, в Ливии – хаос, а «Исламское государство» захватывало территории в Сирии и Ираке. Они полагали, что нестабильная ситуация и хаос, вызванный беспорядками, сократят поставки нефти, и она поднимется до 130 долларов за баррель.
А этого не произошло: в Ливии выросла нефтедобыча, с июня здесь возобновили работу захваченные порты и месторождения. В Ираке удалось отбить атаки ИГ , так что боевики не смогли захватить основные нефтедобывающие регионы.
Помимо этого, высокие цены стимулировали увеличение поставок из России и Бразилии. Но основной удар сделали США. Месячный объем добычи сырой нефти там достиг 30-летнего максимума. Американцы стали добывать больше сланцевой нефти, чем рассчитывали в Саудовской Аравии.
И, наконец, начал падать спрос на нефть в Европе и Китае. Эр-Рияд даже вынужден был снижать для Азии экспортные цены.
Все члены ОПЕК призвали Саудовскую Аравию сократить добычу. Ждали даже, что саудиты объявят об этом на заседании ОПЕК 27 ноября. Однако этого не произошло. Руководству удалось убедить ближневосточных союзников сохранить квоту на добычу в размере 30 млн баррелей в день. Эксперты расценили это как чистую стратегию, не учитывающую принципы спроса и предложения. Цена на нефть сразу же отреагировала, упав до 70 долларов за баррель. А через неделю уже и до 60 долларов.
И снова нефтедобытчики из Персидского залива подумали, что это дно. А в Эр-Рияде развели руками и назвали ситуацию «удивительной».
Но саудиты продолжали стоять на своем, заявляя, что сокращать добычу не в интересах членов ОПЕК, какова бы ни была цена. За этим стояло нескрываемое опасение потери своей доли рынка.
После смерти короля Абдуллы в конце января 2015 года ситуация изменилась. Новый король Салман произвел перестановку в правительстве и оставил министра энергетики Аль-Наими на своем посту, но ввел в кабинет министров нового заместителя аль-Наими. Помимо этого Высший нефтяной совет, который курировал нефтяной сектор, был заменен на новую структуру.
Саудовская Аравия со своими низкими издержками нефтедобычи, огромными резервами и низким уровнем долга теперь стоит на грани выживания. По данным Citigroup, доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти в этом году сократятся на треть.
Как признался один эксперт, от падения цен нефть теперь может спасти только чудо. ОПЕК ничего сделать не сможет.







