Популярное украинское интернет-издание проанализировало итоги минской встречи, увидев в них много опасностей для Украины и возложив значительную часть вины за слабость зафиксированных положений на Олланда и Меркель.
Автор большой аналитической статьи глубокомысленно замечает в начале: «Прежде всего – мало кто может дать ответ на вопрос, выиграла ли Украина в Минске. Ситуация, как всегда, не является однозначной».
Далее автор утверждает, что российская сторона и представители ДНР и ЛНР до последнего пытались сорвать подписание, потому что «для РФ этот документ точно не желателен».
Однако в итоге в принятых договоренностях оказались «спрятаны большие проблемы» для Украины.
Так, «не стали победой для Киева» или стали даже проигрышем «зафиксированная или потенциальная потеря территорий, подконтрольных центральной власти; гарантии неприкосновенности для террористов (ополченцев ДНР и ЛНР - ред.); и даже их официальное признание в качестве легитимной власти на подконтрольных боевикам территориях Донбасса».
«К сожалению, по некоторым из этих моментов Киев не получил желаемой поддержки европейских переговорщиков», - сетует автор «Украинской правды».
УП считает, опираясь на свои источники, что именно «Россия и ее сателлиты» отодвинули дату прекращения огня на 15 февраля, из-за Дебальцево.
«Мы ждем, что теперь атаки усилятся. Русские сделают все, чтобы за два с половиной дня взять Дебальцево в окружение», – поделился с УП один из собеседников.
Причина интереса к Дебальцево, по мнению УП, в том, что город – ключевой транспортный узел Донбасса. «Через Дебальцево проходят ВСЕ электрифицированные ветки железной дороги, соединяющей Донецк и Луганск. Главный автодорожный коридор между этими областными центрами – трасса М04 – также идет через Дебальцево», - пишет УП.
Дебальцево необходимо ДНР и ЛНР, считает УП, и для торговли углем из шахт, которые находятся на подконтрольной им территории.
«Но даже если сепаратисты не достигнут успеха за эти три дня, у них есть неплохой шанс отбить Дебальцево чуть позже», - считает УП.
Еще одно поражение Киева – запрет преследования и наказания лиц «в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».
УП усмотрело ошибку Киева также в том, что при отводе тяжелой артиллерии ополченцы («пехота») фактически сохранят контроль над той территорией, которую они захватили после сентября 2014 года.
«По договоренности оперативный контроль над этой зоной пока остается у них», – признался один из собеседников издания. И пункт о перемирии запрещает Киеву вернуть ее под свой контроль.
Кроме того, соглашение обязывает Киев принять закон об особом статусе лишь в отношении территории, ограниченной линией от 19 сентября. Каким должен быть статус иных территорий, захваченных ополченцами, но формально не включенных в «особый режим», – прогнозировать трудно, пишет УП.
Издание с сожалением отмечает, что восстановление полного контроля Киева над украинско-российской границей возможно лишь к концу 2015 года (если достигнутые договоренности будут выполняться круглый год, что само по себе сомнительно) и только при ряде существенных условий.
Для этого Киев должен обеспечить:
- принятие закона об особом статусе отдельных территорий;
- проведение местных выборов на территориях ДНР и ЛНР в соответствии с законом;
- проведение конституционной реформы, в рамках которой будет конституционно закреплен особый статус народных республик. Причем новую конституцию нужно не только принять – она должна вступить в силу до конца года.
УП сомневается, что столь плотный график Украина сможет соблюсти.
Одним из условий восстановления контроля над границей является и проведение местных выборов на подконтрольных ополченцам территориях Донбасса. Этот пункт поддержали Олланд и Меркель, подчеркивает УП, и он обязывает Киев признать легитимность Захарченко/Плотницкого и других.
«О том, что многие из них де-факто и де-юре являются террористами, Украина обязалась просто забыть», - пишет УП и не верит в честность будущих выборов.
Также соглашение легализует отряды народной милиции в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, запрещает Киеву назначать досрочные выборы в Донбассе, обязывает Киев финансировать «все эти прихоти Донбасса», включая соцвыплаты.
«Новое минское соглашение никак не являются победой Киева. К сожалению, уступить пришлось во многом, и значительная часть вины лежит на франко-германском тандеме. Да и эти достигнутые договоренности - не факт, что будут выполняться», - пишет в заключение статьи автор УП.