«Камчатский тигр»: история успеха экономического рывка полуострова

РЕГИОНЫПрокомментируйте новость
«Камчатский тигр»: история успеха экономического рывка полуострова

За последние годы Камчатский край продемонстрировал бурный рост экономики, а инвестиционная привлекательность региона выросла в разы

Обычно такой бурный рост называют «экономическим тигром», в Азии  это был «китайский», в Европе «кельтский» тигр. На Дальнем Востоке сегодня таких примеров мало, а как Камчатке удалось сменить образ закрытой военной территории и «страны медведей»  на современный и динамичный - предмет интереса исследователей.

Камчатка - один из последних «законсервированных» регионов страны. Еще 30 лет назад сюда было сложнее попасть, чем выехать за границу. Военные не пускали на полуостров никого, кроме местных жителей и редких командировочных из партии и правительства. Но и сегодня данная территория - предмет особого внимания ФСБ, большая часть перемещений требует отдельного согласования со спецслужбами, а размещение объектов - с военными. И тем ни менее, даже в столь непростых условиях интерес к региону колоссальный, а за последние несколько лет он буквально рванул вверх.

Собственные доходы края начали расти еще в 2009 году - до экономического кризиса и введения санкций против России со стороны США и прочих стран. Их рост составил 15 млрд. рублей, а в 2020 году они планируются уже на уровне 25,4 млрд. рублей, т.е. показатели роста достаточно высоки. Прогнозируется, что валовой региональный продукт достигнет в следующем году 242 млрд. рублей, что составит более 800 тысяч рублей на каждого жителя края. Инвестиции в экономику и социальную сферу края в будущем году планируется в объёме 41,9 млрд. Рублей. Камчатский край занимает одно из первых мест в Дальневосточном федеральном округе по количеству резидентов территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. 130 резидентов СПВ намерены инвестировать в экономику края 10 млрд. рублей, 90 резидентов ТОР – 39 млрд. рублей. И эти цифры в самое ближайшее время могут серьезно возрасти. Статусы резидентов ТОР намерены получить ООО «Парк Три вулкана» и ООО «НОВАТЭК-Камчатка». Суммарные инвестиции в их проекты составляют около 150 млрд. рублей.

Туризм - один из главных драйверов развития Камчатки

За 9 месяцев текущего года внешнеторговый оборот Камчатского края составил 717,5 млн. долларов США. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, он вырос на 18%. При этом экспорт увеличился на 10% и составил 603,8 млн. долларов. Основу экспорта составляют морепродукты, а рост внешнеторгового оборота обеспечен в основном не за счет роста объёма поставляемой продукции, а за счет повышения удельного веса продуктов с добавленной стоимостью, произведенных на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли Камчатки, число которых постоянно возрастает. В октябре состоялся запуск одного из самых современных в России рыбоперерабатывающих заводов. Используемые европейские технологии и оборудование обеспечивают безотходную работу предприятия. В объеме импорта, выросшего на 86%, превалирует промышленное оборудование для возводимых предприятий в рамках реализации на территории края инвестиционных проектов.

Индекс промышленного производства к началу осени опережал показатели прошлого года почти на 4%, а индекс производства пищевых продуктов по итогам первого полугодия составил 108,2%, в том числе молока почти на 4%, переработка и консервирования мяса на 8,5%. По итогам года эти цифры могут серьезно возрасти в связи с введением в эксплуатацию откормочного свинокомплекса группы компаний «Агротек» на 36 тыс. голов. В Камчатском крае достигнут наименьший в ДФО уровень инфляции. Он составляет 3,6 процента, тогда, как в целом по округу – 4,9%.

На сегодняшний день Камчатский край участвует в 11 национальных проектах, реализуя 50 региональных проектов. Регион вошел в ТОП-10 федерального списка доступности дошкольного образования. На тысячу камчатских детей соответствующего возраста приходится 821 место в садах и яслях, что очень важно для развивающихся территорий, куда переезжают молодые специалисты и бизнесмены. Согласно «Индексу административного давления»  текущего года (подготовлен омбудсменом Борисом Титовым), по уровню давления власти на бизнес Камчатка занимает высокое 7-е место в «зеленой зоне». В Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов (подготовлен АСИ) край занимает 28-е место, входя в ТОП-30. Среди дальневосточных регионов, согласно Рейтингу развития потенциалов субъектов (подготовлен ЦРРП), Камчатка несколько лет подряд удерживает в нем первое место.

На какие отрасли сегодня нацелены инвесторы на Камчатке? Территория центральной части Камчатки располагает уникальными запасами геотермальных и энергетических вод. Это перспективное направление, так как развитие геотермальной энергетики в России позволяет в ближайшие годы полностью решить проблему тепло- и электроснабжения больших регионов: Камчатки, Курильских островов, Северного Кавказа и отдельных районов Сибири, и практически на всей территории существенно улучшить систему теплоснабжения на основе тепла Земли с применением тепловых насосов.

Камчатка сегодня демонстрирует бурное развитие, признают эксперты

Вторая развивающаяся сфера - это туризм. Иностранцы на Камчатке сегодня - это, прежде всего, граждане стран АТР: японцы, американцы, китайцы, а также жители Германии, Франции и других европейских стран. Статистика посещения туристами Камчатского края за последние 10 лет демонстрирует общую тенденцию повышения иностранных туристских потоков. Хотя в абсолютных цифрах ежегодных посещений туристами Камчатский край и пока уступает таким направлениям, как Крым или Турция. Но это динамика меняется, люди все больше интересуются развитием внутреннего туризма, хотят осваивать новые направления, среди которых Камчатка занимает лидирующие позиции.

Логистика - одна из самых новых и заманчивых тем обсуждения в развитии Камчатки. Огромный интерес к транзитным перевозкам по Северному морскому пути (СМП) проявляют  восточные партнеры России: Китай, Япония и Южная Корея. Этот интерес определяется преимуществами использования СМП в сравнении с традиционными маршрутами (он значительно короче и при определённых условиях гораздо дешевле традиционных маршрутов). Организация такой транспортной линии в Арктике позволит интегрировать новый транспортный маршрут в международные грузопотоки между АТР, Западным побережьем Америки и Европой, будет способствовать развитию территорий, сопряжённых с СМП, обеспечит российское присутствие в Арктике и откроет доступ к её ресурсному потенциалу.

На фоне столь бурного развития и притока крупномасштабных инвестиций развиваются и отрасли, где ключевую роль играет малый и средний бизнес - сельское хозяйство, сфера гостеприимства (рестораны и отели), транспортные перевозки и т.д. Общая динамика такова, что Камчатка становится «точкой кипения» для инвесторов, так как его обширный потенциал на сегодняшний день практически не освоен.

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали 0 раз
Новое от пользователей