Пробоины на его обшивке, возникшие еще до падения, свидетельствуют: воздушное судно подверглось атаке
В Азербайджане траур: при крушении погибли 38 человек. После удара о землю в Актау судно разорвало на две части примерно между 18-м и 19-м рядами посадочных мест. Носовая - была почти уничтожена. Тем не менее, на сохранившихся частях фюзеляжа видны следы воздействия – скорее всего, это осколки или пули. Безусловно, окончательные выводу сделают профессионалы, (например, Росавиация назвала предварительной причиной крушения столкновение со стаей птиц), но пока в Сети выдвигают свои версии. Основных три: украинский дрон, чеченское ПВО и взрыв изнутри.
Самолет Azerbaijan Airlines, летевший рейсом Баку — Грозный, подал сигнал о бедствии и разбился при посадке в казахстанском Актау на другом берегу Каспийского моря. Туда его направили из-за невозможности посадки. До последнего мгновения русские пилоты героически делали все возможное, чтобы спасти людей и не дать судну упасть на жилые дома. Благодаря этому, 32 пассажирам удалось выжить.
Капитан потерпевшего крушение самолета имел большой опыт. Он налетал более 15 000 часов, из них 11 000 - в должности капитана. Поэтому ошибка пилотов, практически, исключена. Также отмечается, что самолет прошел последний полный техосмотр в октябре.
Перед падением экипаж Embraer сообщил о сильном ударе по корпусу. Диспетчеры решили, что это могли быть птицы.
Уже после катастрофы казахстанские службы сообщали о взрыве кислородного баллона на борту — он размещается в передней части самолёта — подавать кислород в кабину пилотов в случае её разгерметизации. Эксперты считают, что вероятность самопроизвольного взрыва баллона мала. Но теоретически возможна резкая разгерметизация баллона с разрушением корпуса и разлётом его на осколки.
Но, судя по фото и видео, осколков слишком много. Такой урон больше похож на использование взрывного устройства, чем на разлетевшиеся осколки баллона. Поэтому пока есть все основания предполагать, что самолет или сбили, или взорвали.
Подтверждает эту версию то, что пассажиры еще до катастрофы снимали пробитые спасательные жилеты, обшивку, поврежденное крыло самолета, а один из пассажиров был даже не серьезно ранен, и, судя по всему, у него шла кровь. Получается, что точек поражения так много и они расположены под такими углами, что «попасть» туда осколки кислородного баллона просто не смогли бы. Например, пассажир Субхонкул Рахимов рассказал, что взрыв произошел именно за пределами борта. В результате, отлетел кусок обшивки, а в спасательном жилете он обнаружил отверстие:
«После этого взрыва как раз между ног у меня — где-то там вот — этот осколок прилетел и попал. Он жилет насквозь пробил».
Еще один очевидец сказал, что пилоты трижды пытались посадить самолет в Грозном, и на третьей попытке был взрыв. Предположительно, в этот момент ПВО отбивала атаку дронов ВСУ.
Поэтому многие пользователи в Сети считают, что версии с птицами или кислородным баллоном могут оказаться несостоятельными.
Проукраинские каналы сразу же стали разгонять выгодные им фейки. Например, такой:
«Президент Азербайджана Алиев направлялся в Санкт-Петербург для участия в неформальном саммите глав государств СНГ.Однако во время полёта Алиев получил информацию о крушении самолёта «Azerbaijan Airlines», выполнявшего рейс Баку-Грозный, но потом упавший в районе города Актау (Казахстан). Алиев принял решение вернуться в Баку. Маршруты и время пролетов самолётов Алиева и того, что упал в Казахстане, были почти идентичны. Иными словами ПВО Кадырова, может быть, хотела сбить борт с Алиевым, но по своей тупости и дурости перепутало борты и сбило другой борт».
Но это уже самый навороченный украинцами фейк. Есть заявления и попроще, которые, кстати, разделяет и ряд российских блогеров. Непосредственно во время взлета Грозный был атакован беспилотниками противника. И чеченское ПВО распознало пассажирский самолет как украинский БПЛА, поэтому нанесло по нему удар.
Олег Царев пишет:
«Отверстия в фюзеляже упавшего в Казахстане самолета больше похожи на следы поражающих элементов ПВО, чем на следы встречи с птицами. Не удивлюсь, если окажется, что Embraer подбили ПВО на каком-то этапе пути от Грозного к Актау через Махачкалу — Актау в 300 км от Махачкалы через море».
Блогер Алекс Паркер пишет по этому поводу:
«Расскажу как было на самом деле. Чеченцы отработали ПВО по гражданскому самолету азербайджанцев. Сразу же поняли, что натворили. Пришел запрет на посадку в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Пилоты развернули самолет и полетели в Актау. Это был ближайший аэропорт через Каспийское море. Расчет был на то, что самолет упадет в море и получится скрыть повреждения от работы ПВО. Если бы русские пилоты, герои - не смогли бы перелететь море, то это бы сработало и мы бы все никогда не узнали правду. Птицы утопили самолет и так далее».
Но есть и другое мнение: самолет могли сбить специально террористы, используя переносной ЗРК. Военно-политический эксперт Ян Гагин заявил «Блокноту»:
«Судя по видео и фото, повреждения похожи на следы применения ЗРК (зенитно-ракетного комплекса). Зашла на тепловой след. Повреждения в хвостовой области, как будто «догонял»».
А причина, считает Гагин, «заказ на человека-цель, который находился среди пассажиров – одна из причин. Дестабилизация региона. Эдакая заявка на то, что небо над Казахстаном нельзя считать безопасным. Тогда как через Казахстан летает половина России и Азия».
Также ряд экспертов предполагает, что рядом с самолетом мог взорваться украински дрон, цель которого была атака Грозного. Отсюда и пробоины в фюзеляже.
Ну, и, наконец, некоторые предполагают, что террористами удалось установить взрывное устройство внутри самолета. Например, в багажном отсеке, поэтому пассажирам и показалось, что взрыв произошел за пределами судна.