Дело Merlion: зачистка секретных свидетелей и угрозы следователю Алексею Неснову
Расследование покушения на убийство в российской IT-сфере зашло в тупик. Слухи о взятке $10 млн за освобождение обвиняемых, зачистка секретных свидетелей и угрозы следователю Алексею Неснову.
IT-сообщество внимательно следит за тем, как развиваются события вокруг совладельцев крупнейшего в России широкопрофильного дистрибьютора на рынке компьютерной и бытовой техники Merlion. Речь идёт о компании с ежегодным оборотом более 300 млрд рублей. Самые известные бренды в орбите этой группы компаний – «Позитроника», «Ситилинк» и другие.
Напомним, Олега Карчева, Вячеслава Мангутова и Алексея Абрамова (все трое акционеры Merlion) сначала арестовали и отправили под стражу по подозрению в организации покушения на жизнь бывшего гендиректора Merlion Вячеслава Симоненко и его семьи. Позже их неожиданно отпустили. Начальник службы безопасности дистрибьютора Борис Левин - единственный, кто, по-прежнему, остаётся в следственном изоляторе.
Накануне выяснилось, что два секретных свидетеля, которые давали показания по делу Merlion, находятся в опасности. Первого (псевдоним Иван Билибин) в феврале арестовали по подозрению в мошенничестве. Второго – Евгения Савельева, в апреле нашли в Геленджике, а потом под конвоем и с мигалками доставили в Москву. После чего деанонимизировали (раскрыли), устроив очную ставку с Карчевым, Мангутовым и Абрамовым.
Сегодня и Билибину, и Савельеву, и Симоненко угрожает реальная опасность. Их оппоненты, оказавшись на свободе, пытаются представить всё, как рейдерский захват и «самострел». Дескать, Симоненко поджигал себя сам (хотя один из исполнителей давно во всём сознался). А бонусы топ-менеджерам Merlion не заплатили, потому что они якобы воровали. Но и это утверждение выглядит сомнительно, ведь официальных обвинений Симоненко никто из совладельцев группы компаний до сих пор не предъявил.
Как сложилась судьба секретного свидетеля по делу Merlion
В расследовании о настоящей охоте, которую организовали за Вячеславом Симоненко, фигурируют показания секретного свидетеля – Ивана Билибина. Накануне Блокнот.ру выяснил, как сложилась его судьба.
Напомним, в октябре 2020 года Билибин в деталях рассказал силовикам о покушении на Симоненко, которого вместе с семьёй едва не сожгли заживо в загородном доме, в Красногорске.
Билибин долгое время поддерживал приятельские отношения и с Олегом Карчевым, и с Вячеславов Симоненко. С первым они долго дружили семьями, а второму он пытался помочь, когда акционеры не захотели выплачивать бывшему гендиректору оставшиеся $4,5 млн. Именно из-за этих денег и начался конфликт, который не закончился и сейчас.
Оказалось, что Билибин в настоящее время находится в камере СИЗО №4 (Москва, Вилюйская, 4). Его обвиняют в мошенничестве (статья 159 УК РФ). Свою вину он не признаёт.
Бывший гендиректор Merlion Вячеслав Симоненко считает, что таким способом совладельцы дистрибьютора пытаются расправиться с секретным свидетелем, который дал исчерпывающие доказательства вины Карчева, Мангутова, Абрамова и Левина.
Билибин действительно подробно рассказал, как Олег Карчев купил долю в группе компаний Merlion; как увеличивал обороты «серого» бизнеса, покупая банки; как увольнял сотрудников, стараясь не выплачивать им вознаграждение (бонусы). Так, в показаниях источника (документы есть в распоряжении Блокнот.ру) говорится, что Карчев сообщил ему, что решил проблему с бывшим топ-менеджером Merlion Симоненко. Якобы это стоило ему $5 млн.
Билибин рассказал силовикам, что именно столько Карчев отдал в качестве взятки неизвестному полковнику Следственного комитета РФ.
«Он (Карчев, - прим. авт.) был уверен, что теперь вопрос с Симоненко закрыт», - цитата из протокола допроса Ивана Билибина.
Эти $5 млн, выделенные на решение вопроса с Симоненко, «найдутся». Позже выяснится, что деньги могли предназначаться заместителю начальника Главного следственного управления Следственного комитета Московской области Александру Сарафанову. Именно этот полковник оказывал давление на следственный отдел по городу Одинцово, сотрудники которого в результате не стали возбуждать уголовное дело по факту второй попытки покушения на жизнь Вячеслава Симоненко.
Письмо Бортникову и Бастрыкину
В распоряжении Блокнот.ру есть письмо Ивана Билибина, в котором он называет своё настоящее имя – Олег Покровский. В своём обращении на имя председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина и директора ФСБ Александра Бортникова Билибин-Покровский пишет, что это он рассказал правоохранительным органам о том, как Карчев передал $5 млн полковнику Александру Сарафанову.
В августе 2019 года информация Билибина-Покровского подтвердится. Сарафанова сначала привлекут к дисциплинарной ответственности, а впоследствии Указом Президента РФ уволят из органов Следственного комитета РФ.
«Считаю, что уголовное преследование в отношении меня является заказным, - пишет Бортникову и Бастрыкину из камеры СИЗО №4 Олег Покровский, - С момента моего задержания (11 февраля 2021 года) на меня осуществляется психологическое давление со стороны следователей Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве. Мне говорили, чтобы я признал вину и поменял свои свидетельские показания о причастности Карчева, Мангутова, Абрамова и Левина к совершению покушения на убийство Симоненко».
Покровский рассказывает в письме, что силовики требуют от него дать «любые ложные показания на фактических руководителей ООО «Комплексная правовая защита». Эта организация оказывает правовую поддержку Вячеславу Симоненко.
«Мне постоянно что-то надиктовывали, - признаётся Покровский, - Говорили, что надо сделать именно так и тогда всё будет хорошо. Я понял, что моё уголовное преследование связано с делом владельцев Merlion».
В письме Покровского говорится о том, что от него требуют оговорить не только адвокатов Симоненко, но и сотрудников Следственного комитета СЗАО (Северо-Западный административный округ) по городу Москве и представителей ФСБ, которые участвовали в расследовании покушения на бывшего гендиректора Merlion.
«Мне угрожают новыми уголовными делами, ужасными условиями содержания, даже оказывали давление на моих членов семьи, сообщая им, что их также приведут к уголовной ответственности», - рассказывает в письме Бастрыкину и Бортникову Покровский.
В обращении некогда секретного свидетеля по делу Merlion встречается фамилия следователя ГСУ СК РФ по городу Москве Селахова. Его инициалы «А.Ю.», а должность пишется так: «следователь 1 ОРОВД ГСУ СКР по г. Москва».
Покровский утверждает, что этот человек дал понять его супруге, что, если нужных показаний не будет, то и она, и он (Покровский) окажутся в тюрьме. Причём, последний проведёт за решёткой, цитата: «больше 10 лет».
«А наша дочь будет расти без родителей», - передаёт слова Селахова Покровский.
Арестант называет конкретные даты, когда следователь оказывал на него «жесткое психологическое давление»: 11 и 19 мая 2021 года.
Гуманные следователи пересаживаются на Гелендвагены
Полковник Александр Сарафанов не единственный, кого попросили уволиться из органов, пока расследуется дело Вячеслава Симоненко. После того, как 1 апреля заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел ГСУ по Москве СК РФ Владимир Меньшов вынес сенсационное постановление о прекращении уголовного преследования акционеров Merlion, его тоже освободили от занимаемой должности. Тем не менее, Меньшов добился главного - все обвиняемые в покушении на жизнь Симоненко (кроме Бориса Левина) оказались дома.
Сейчас делом Merlion занимается столичный следователь Андрей Селахов. Авторы этого видео и сопроводительного текста к нему утверждают, что это он находится за рулём «Гелендвагена».
"Кадры снял один из автолюбителей города Москвы, из тех, кто постоянно жалуется и фиксирует нарушения правил дорожного движения, совершенных водителями дорогостоящих авто, - пишет телеграм-канал "Компромат Групп", - А вот и он – этот нарушитель! Следователь города Москвы – Андрей Юрьевич Селахов. Выехав с парковки 1-го УРОВД ГСУ СК России по городу Москве на своем новом дорогостоящем (стоимость более 20 миллионов рублей) автомобиле Гелендваген и, нарушая все правила дорожного движения, он видно куда-то очень спешит..."
Но вернёмся к Покровскому (он же Билибин). В своём письме арестант сообщает, что готов продолжать сотрудничать с правоохранительными органами, но только не с нынешним следователем 1 ОРОВД ГСУ СКР по городу Москве Андреем Селаховым.
Подозрения в том, что Селахов не чист на руку, есть и у Вячеслава Симоненко. Регулярные пикеты, которые он устраивает в Техническом переулке, в Москве, возле здания Следственного комитета РФ, посвящены, в том числе, и деятельности Селахова. В публичном обращении к Александру Бастрыкину Вячеслав Симоненко просит, цитата: «привлечь Меньшова и Селахова к уголовной ответственности за фальсификацию доказательств, превышение должностных полномочий и оказание давления на всех участников процесса».
Честный майор Неснов
Да, такие остались. Знакомьте, майор Алексей Неснов.
Неснов служит в отделе по расследованию особо важных дел следственного управления по Северо-Западному административному округу Москвы. Это структура находится в подчинении Главного следственного управления Следственного комитета РФ. Он много и тщательно занимался делом совладельцев Merlion и покушением на Вячеслава Симоненко.
В апреле неизвестные сначала прокололи колёса, а, спустя несколько дней, подожгли автомобиль, на котором передвигался Неснов. «Тойота», которая была записана на мать следователя, сгорела дотла.
В распоряжении Блокнот.ру есть письмо Неснова в адрес Александра Бастрыкина. Он пишет, что получает угрозы от неизвестных, что коллеги из ведомства, где служит Селахов, намекают ему на неприятности. Силовик всерьёз опасается за свою жизнь, хотя государство уже выделило ему охрану.
В этом обращении, которое больше напоминает крик души, Неснов подробно рассказывает, как совладельцы Merlion вышли на свободу, упоминает о фантастических по размеру взятках ($10 млн) и оперативном мероприятии «внутрикамерная разработка» - в ходе неё Мангутов и Абрамов подтвердили причастность к поджогу дома Вячеслава Симоненко.
В следующем материале Блокнот.ру расскажет о том, как силовики изловили в Геленджике второго секретного свидетеля по делу Merlion - Евгения Савельева. Он, как и Симоненко, пытался получить от Карчева, Мангутова и Абрамова деньги, которые заработал в компании. Речь идёт о сумме порядка $4 млн. Что из этого вышло, вы узнаете в ближайшее время.