
В Тверской области потерпел крушение самолет с бортовым номером RA-02795, который принадлежал главе ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину.
В Тверской области потерпел крушение Embraer Legacy 600 с бортовым номером RA-02795. По данным Росавиации, в числе пассажиров был и Евгений Пригожин. Рассматриваются несколько версий произошедшего, в том числе ошибка пилотов, неисправность самолета, удар ПВО и теракт. Насколько надежен Embraer Legacy 600? Мог ли самолет главы ЧВК «Вагнер» разбиться из-за технической неисправности?
Embraer Legacy 600 - бизнес-джет бразильской компании Embraer. Это очень распространенный самолет класса super midsize, который можно встретить по всему миру: от Латинской Америки до России.
Legacy 600 появился в начале нулевых на базе регионального пассажирского самолета Embraer Regional Jet 135 (ERJ-135) - небольшого реактивного самолета, вмещавшего до 50 пассажиров. Успех модели оказался так велик, что компания решила создать на его базе более компактную бизнес-версию. Первый бизнес-джет Legacy 600 поднялся в воздух в 2002 году. Всего было выпущено около 300 единиц таких самолетов.

Embraer Legacy 600 имеет длину 26,3 метра и высоту 6,8 метра — такие же параметры, как у ERJ-135. Отличие — размах крыльев, который увеличили на метр. А еще сделали более вместительный топливный бак: 8 тонн вместо 5. (Для бизнес-версии решили увеличили дальность полета).
Embraer EMB-135BJ Legacy 600 имеет максимальную взлетную массу в 22,5 тонны, длину в 26,33 метра и размах крыла в 21,17 метра. Самолет способен взять на борт до 13 пассажиров. В салоне предусмотрены три зоны, одна из которых - полноценная спальня. Сами интерьеры самолета отличаются повышенной комфортностью.
На бизнес-джете установлено два турбореактивных двигателя Роллс-Ройс AE 3007A1P. Самолет Embraer Legacy 600 способен развивать скорость в 834 км/ч с максимальной дальностью полета до 5 900 км и практическим потолком высоты в 12,5 км. Рыночная стоимость модели сейчас составляет порядка 26 миллионов долларов.
Embraer Legacy 600 отличает то, что самолет может взлетать с достаточно коротких взлетно-посадочных полос и при крутой траектории. Он хорошо управляется и очень маневренен, поэтому высоко ценится у любителей частной авиации. В России сейчас используется около 25 самолетов данного типа. Данная модель самолета сертифицирована в России и эксплуатируется, в том числе, государственными структурами.

В целом, Embraer Legacy 600 может похвастаться высокой степенью безопасности. Крушения для этого самолета — большая редкость. До ЧП, в результате которого погиб Евгений Пригожин, фактически было известно об одной крупной аварии с участием этого джета. Да и в ней он показал исключительно высокую устойчивость.
Речь о так называемом «столкновение над Мату-Гросу» 29 сентября 2006 года. В тот день в небе над Мату-Гросу столкнулись авиалайнер Boeing 737-8EH авиакомпании Gol Transportes Aéreos, летевший из Манауса в столицу Бразилии, и частный самолёт Embraer EMB-135BJ Legacy 600, совершавший чартерный рейс Сан-Жозе-дус-Кампус—Манаус—Форт-Лодердейл—Ронконкома.
В ходе инцидента, Embraer Legacy 600 задел Boeing 737. Рейс GLO 1907 разрушился в воздухе на несколько частей, в частности, потеряв крыло. После чего, рухнул в дождевых лесах Амазонии. Все 148 пассажиров и 6 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

В то же время Legacy 600, несмотря на серьезные повреждения левого горизонтального стабилизатора и левого крыла, продолжил лететь и дотянул до военного аэродрома Качимбо, где благополучно приземлился. 5 пассажиров (среди них был корреспондент газеты «The New York Times» Джо Шарки, писавший специальный репортаж о деловых путешествиях) и 2 пилота не пострадали
Джо Шарки так описал свои впечатления от полёта на борту самолёта:
«Это был хороший полёт, за несколько минут до столкновения я зашёл в кабину, чтобы пообщаться с пилотами, и они сказали, что самолёт летит красиво. Я видел показания приборов, которые показывали нашу высоту: 11 300 метров. Я вернулся на своё место. Через несколько минут произошёл удар (была срезана часть крыла самолёта, как мы позже узнали)».

Что касается самолета Пригожина, то на опубликованных записях видно, как джет падает носом вниз, а за ним тянется шлейф серого дыма. Свидетели также утверждают, что перед этим слышали два взрыва.
По факту крушения Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил эксплуатации воздушного судна (ст. 263 УК РФ). Рассматриваются все версии, в том числе «внешнее воздействие».