Продажи снизились почти на 10%.
В России упали продажи лапши быстрого приготовления. Всеми любимые «дошики» и «бомж-пакеты» россияне покупают меньше, чем раньше. В первом квартале 2023 года продажи в штуках в российских магазинах сократились почти на 10%.
По данным ритейл-аудита NielsenIQ, продажи лапши быстрого приготовления сократились на 9,5% в натуральном выражении год к году. При этом в денежном выражении продажи этой продукции выросли на 11%, но это связано с ростом средних цен. Продажи всех продуктов быстрого питания (это не только макароны, но и супы и пюре) сократились ещё заметнее - на 12,8%, а в денежном выражении выросли на 3,9%.
Сокращение продаж лапши быстрого приготовления связывают с тем, что россияне в прошлом году покупали её чаще, так как делали запасы. Сейчас же потребители не настроены делать большие запасы продовольствия.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на компании-производители лапши быстрого приготовления, в 2022 году продажи у многих росли трехзначными темпами. Особенной популярностью пользуются собственные торговые марки. Например, в «Ленте» продажи лапши под собственным брендом выросли на 50% за год.
Эксперты уверены, что падение продаж в первом квартале — временное, а «дошики» снова будут популярными, тем более, что в стране появляется много новых азиатских брендов.
По словам коммерческого директора «Маревен Фуд Сэнтрал» (марки лапши «Роллтон», BigBon и другие) Наталии Поповой, в 2022 году на каждого россиянина приходилось 14,6 порций лапши быстрого приготовления в год, что превышает показатель США, где на каждого жителя приходится 13 порций. Впрочем, лидерами по потреблению быстрозавариваемой лапши являются азиатские страны — там на каждого жителя приходится порядка 45-90 порций в год.
Ежегодно в мире потребляется более 100 млрд порций лапши быстрого приготовления. По данным организации World Instant Noodle, лидером по потреблению считается Китай, где в 2022 году съели порядка 45,07 млн порций этого продукта. Далее с большим отрывом идёт Индонезия (14,26 млн), Вьетнам (8,4 млн), Индия (7,58 млн) и Япония (5,9 млн). США находятся на 6 месте, Россия — на 12-м.
Придумал лапшу быстрого приготовления японец тайваньского происхождения Момофуку Андо, который в 1958 году основал компанию, которая и производила такую лапшу. Первым видом был популярный в Японии рамэн. Продукт позиционировался как дорогостоящий и эксклюзивный, а стоил примерно в шесть раз дороже, чем традиционные виды лапши.
В 1971 году случилось новое событие: на рынке появилась лапша быстрого приготовления в чашке Cup Noodle, приготовить её можно было сразу и без использования дополнительной посуды. Постепенно рецептура быстрорастворимой лапши усложнялась — появлялись овощи, разные специи и различные компоненты. Ну и продукт распространялся по миру, обретая новые вкусы.
В Китае и Гонконге наиболее популярна лапша с оригинальным китайским вкусом, приготовленная из говяжьего бульона с использованием пяти специй. В Гонконге также популярна лапша с морепродуктами (креветкой и рыбой), быстрозавариваемую лапшу едят тут в простых «забегаловках» на завтрак.
В Индонезии популярна жареная лапша «Ми горенг» с овощными, куриными и креветочными приправами. большинство продуктов в стране — халяльные, так как большая часть жителей — мусульмане.
Во Вьетнаме наиболее распространённый вид лапши — Том кха со смесью креветок и кислых ароматов. Также во Вьетнаме популярны супы с лапшой фо.
В Индии наиболее популярные вкусы — это карри (масала) и курица. В Японии видов лапши быстрого приготовления очень много, это в том числе виды раменов от местных шеф-поваров и низкокалорийные диетические продукты.
В Таиланде самый традиционный вкус для такой лапши — том-ям. Лапша быстрого приготовления там настолько популярна, что заварить чашку можно во многих магазинах.
В русскоязычных странах лапша появилась в 1990-е годы. Сразу появились нарицательные названия «дошик» — по имени одного из брендов, а также «бич-пакет» (иногда «бомж-пакет») — так как продукт был настолько дешевым, что его могли себе позволить люди с самыми низкими доходами. Самый популярный российский вкус — куриный суп. Как отмечает организация World Instant Noodle, россияне обычно едят «дошики» не только дома или на природе, но и в поездах, что названо «уникальным российским феноменом».
Ранее врачи рассказывали, что увлекаться лапшой быстрого приготовления не стоит — постоянное употребление таких продуктов может привести к эпидемии ожирения и диабета второго типа.
Главное фото: Photo by Artem Labunsky on Unsplash.